Узбекистан на Великом шелковом пути

Итоги деятельности МДО в 2021 году: показатели увеличились в разы

4 марта Министерство дошкольного образования провело пресс-конференцию, где были оглашены итоги деятельности за 2021 год и приоритетных задачах на 2022 год.

Относительно недавно созданное министерство дошкольного образования смогло за короткий промежуток времени кардинальным образом изменить ситуацию в этой сфере в лучшую сторону. Этому способстовали эффективный менеджмент и грамотная расстановка кадров на ключевых позициях.

В статистике, озвученной первым заместителем министра дошкольного образования Узокбоем Бегимкуловым, сухие цифры хорошо показывают динамику развития сферы.

К примеру, если финансирование системы дошкольного образования в 2017 году составляло 2,0 трлн сумов, а доля в ВВП 0,7 %, то в 2021 году было выделено уже 7,3 трлн сумов. При этом его доля в структуре расходов Госбюджета в 2017 году составила 4,46 %, в 2021 году уже 4,86 %.

Пожалуй самый важный показатель – охват детей дошкольным образованием, который с 2017 по 2021 годы увеличился более чем в два раза. В частности, если в 2017 году дошкольным образованием было охвачено 708 тыс. детей, в 2020 году – 1 млн. 700 тыс. (60,9%), то к концу 2021 года их число достигло 1 млн. 895 тыс. (67,2%).

Для обеспечения охвата такого количества детей в республике были предприняты беспрецедентные меры по строительству новых и модернизации действующих дошкольных образовательных организаций. Их количество выросло в пять раз, с 5 211 в 2017 году до 27 609 в 2021 (в 2020 году – 18 254). 

Надо отметить, что в этом в значительной степени помогло  вовлечение в систему частного сектора. Количество негосударственных дошкольных образовательных организаций увеличилось с 250 до 21 230. В частности, количество семейных в сфере государственно-частного партнерства достигло 19 330.

В этом контексте стоит отметить, что 56% детей, посещающих дошкольные образовательные организации на основе государственно-частного партнерства, являются детьми из семей, нуждающихся в социальной поддержке.

Их родительская плата не превышает суммы, установленной для государственных дошкольных образовательных организаций на льготных условиях.

На создание дошкольных образовательных организаций этой категории, государство направило льготные кредитные средства в размере 2,2 трлн сумов. Благодаря этому 32% детей от охваченных дошколят получают образование в негосударственных дошкольных образовательных организациях.

К этому добавим, что для детей из социально незащищенных семей введены альтернативные виды бесплатного дошкольного образования. В том числе:

•в рамках проекта «Аклвой» в 142 махаллинских сходах граждан, где отсутствуют дошкольные образовательные организации, сформировано 387 мобильных групп на базе 65 специально оборудованных автобусов, с охватом около 7 тысяч детей.

•совместно с организацией ЮНИСЕФ в экспериментально-испытательном порядке в Наманганской и Хорезмской областях внедрена альтернативная форма – создано 8 «дошкольных образовательных групп разного возраста» (игровые группы) с охватом в общей сложности 400 детей.

В рамках международного сотрудничества, между Министерством дошкольного образования и зарубежными партнерами подписан 71 меморандум и соглашение, направленные на развитие системы дошкольного образования в Республике Узбекистан.

Также достигнуты международные соглашения по широкому привлечению иностранных инвестиций в сферу дошкольного образования в размере 141 млн долларов США (в 2021 году – 43,6 млн долларов США). 

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию и внедрению новых форм помощи детям с ограниченными возможностями. В частности, внедрены такие формы, как многопрофильная специализированная и комбинированная дошкольная образовательная организация с реабилитационным центром «Имкон».

В 2021 году все многопрофильные специализированные государственные дошкольные образовательные организации обеспечены реабилитационным оборудованием.

Совместно со специалистами Всемирной организации здравоохранения пересмотрены стандарты питания детей, в том числе перечень продуктов и технология приготовления пищи, разработана книга рецептов блюд для дошкольных образовательных организаций с целью внедрения в практику и обеспечения здорового питания детей.

Об основных приоритетных направлениях в 2022 году подробно рассказала руководитель пресс-службы – советник министра Мавлюда Аскарходжаева.

По её словам первоочередной задачей является повышение уровня охвата дошкольным образованием с нынешних 67% до не менее 70,7%.

К концу 2022/2023 учебного года планируется  довести уровень охвата детей в возрасте 6 лет системой дошкольной подготовки до 90%.

Предусмотрено создание более 1,3 тыс. новых негосударственных дошкольных образовательных организаций путем привлечения средств частного сектора в систему дошкольного образования.

Как заявила советник, главным приоритетом на 2022 год определено повышение качество дошкольного образования. В этих целях будут пересмотрены формы и методики повышения квалификации работников системы дошкольного образования на основе международного опыта.

Для этого, начиная с 2021-2022 учебного года в 96 педагогических колледжах при Министерстве дошкольного образования наряду с очной формой обучения впервые внедрены заочная, вечерняя и дуальная формы обучения, с охватом более 11 300 учащихся.

Большое количество молодёжи направляется на обучение по специальности «дошкольное образование в Ташкентском филиале университета Пучон (Корея), где насчитывается 1 198 студентов и 298 студентов в филиале «Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена».

Заметим, что численность педагогов в системе дошкольного образования в 2017 году составляла 58 400. В настоящее время их насчитывается 134 641. Количество педагогов с высшим образованием также увеличилось с 21,6 до 33,8 % (+2,1 % в 2021 году).

В 2017-2021 годах в Институте переподготовки и повышения квалификации директоров и специалистов дошкольных образовательных организаций прошли повышение квалификации 18 469 руководителей, специалистов и педагогов, курсы переподготовки непрофильных кадров прошли 1 443. Организованы краткосрочные курсы по развитию профессиональных компетенций более 50 тысяч руководителей, специалистов и педагогов.

На базе педагогических колледжей в 3-х регионах в экспериментально-апробационной форме будет организована деятельность «Дошкольного образовательного кластера» с участием высших образовательных учреждений.

В целях предупреждения финансовых нарушений и коррупционных проявлений создаётся единая информационная система на основе биометрической идентификации физического лица.

Особым пунктом программы на 2022 году предусмотрено поэтапное увеличение заработной платы работников системы дошкольного образования.

Как заявили представители МДО, предпринимаемые меры дают основания полагать о значительном повышении качества образовательных услуг, а охват детей дошкольного возраста в ближайшие годы приблизится к ста процентам.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

Источник: https://nuz.uz/obschestvo/1237387-itogi-deyatelnosti-mdo-v-2021-godu-pokazateli-uvelichilis-v-razy.html

2022.03.06