Узбекистан на Великом шелковом пути

Экран вместо театра. Что делать, если дети не вылезают из гаджетов?

Почему дети могут часами смотреть совершенно бессмысленные видео типа распаковки подарков, того, как другие играют в компьютерные игры, кривляния блогеров в «ТикТок»? Отчего в данном случае не работают запреты? И как эту ситуацию обернуть на пользу ребёнку?


Об этом aif.ru поговорил с профессором кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Натальей Авдеевой

Потребности подростка

Юлия Борта, aif.ru: Наталья Николаевна, почему дети могут часами смотреть в интернете совершенно пустые видео типа распаковки подарков, кривляния блогеров и так далее?

Наталья Авдеева: Как правило, засматриваются подолгу подобными видео дети младшего подросткового возраста. Им интересно наблюдать за другими. И это связано с задачей возрастного развития. В это время у них формируется представление о себе.

А как происходит? Только в сравнении с другими. Дети учатся понимать других, считывают эмоции, когда блогер на экране что-то делает и показывает, как это он делает. Подростки сравнивают способы, которыми он это делает, с тем, что они умеют. Происходит познание других и себя.

И гаджеты — это просто новое средство для такого познания и развития, а так они наблюдали бы друг за другом в реальной жизни. Раньше дети ходили друг к другу в гости, собирались большими компаниями. Сейчас этого почти нет. А сам факт и потребность наблюдения друг за другом никуда не делись.

Как они отражаются другими людьми? Что они про них узнают и понимают? Как это с их опытом связано? Это все очень важные вопросы подросткового возраста, на которые раньше просто по-другому искали ответы. А сейчас с помощью вот такого рода средств.

— Я могу понять, когда ребёнка нельзя оторвать от компьютерных игр. Но почему дети так увлечённо смотрят видео, как другие играют в компьютерные игры? 

— Это на самом деле безумно популярно. Потребности, которые таким образом реализуются, те же самые. Дети эмоционально присоединяются к блогеру, ведущему прямой эфир игры. 

— Как раньше болельщики на спортивных мероприятиях?

— Да. Это тоже своего рода пассивная спортивная игра. Детям это важно для тренировки эмоционального контакта и взаимопонимания. Реального контакта нет, но они считывают эмоции. Это дает им опыт эмоционального сопереживания и содействия, как если бы они смотрели какой-то спектакль. Но в спектакле есть еще смысловая основа, духовно-нравственная, а в подобных видео ничего этого нет. 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

Не отрываясь от экрана. Как победить зависимость подростка от интернета

К примеру, а зачем подростки ходят толпами на концерты? Возможно, не так уж им нравится этот исполнитель, а песни можно послушать и дома. Но вот именно эмоциональное присоединение, атмосфера для них важны.

Хочу здесь обратить внимание родителей. Если ребёнок так «залипает» при просмотре таких видео, возможно, ему не хватает эмоционального контакта дома в семье. Либо живого общения со сверстниками в реальной жизни.

Поэтому можно походить вместе на какие-то мероприятия — спортивные, культурные (театр, кино), чтобы этот эмоциональный контакт восполнить. И дома вместе что-то читать, рассказывать, например, за ужином, какие-то случаи из жизни, связанные с переживанием эмоций, что вас поразило. 

Запрещать нельзя 

— Но наверняка у современных средств общения, познания, эмоциональный тренировки есть и риски.

— Конечно. Прежде всего, наблюдение за плохими образцами может сформировать неправильную модель собственного поведения. Неслучайно же запрещено показывать, как распивают спиртные напитки, курят, нападают на кого-то, проявляют агрессию.

— Есть мнение, что дети, которые постоянно смотрят видео в гаджетах, не могут потом запомнить таблицу умножения или стихи.

— Думаю, это следствие усталости и истощения. Происходит перегрузка центральной нервной системы, и мозг просто отказывается работать, потому что ему надо отдохнуть. 

— Как родители могут повлиять на такое поведение подростков?

— Во-первых, родителям не стоит говорить: «Выключи немедленно, что ты какую-то глупость смотришь!» Они должны посмотреть, что именно там смотрит ребёнок и задать вопрос: «А что тебе понравилось? Почему ты это смотришь?»

И в зависимости от реакции ребёнка — отмечает он плохие моменты или хорошие — взрослые либо поддерживают, либо негативно оценивают, к примеру, рассказывают, к чему это может привести. То есть самое главное — нельзя запрещать и устраняться.

Скажем, если речь о рекламе чего-то, задавайте ребёнку вопросы: Как ты думаешь, зачем они это показывают? А вот этот блогер, за жизнью которого ты наблюдаешь, что хочет этим сказать? Тебе нравится, что он делает? Ты думаешь, он задумывается о том, кому это показывает? А что он думает? И так далее.

Для подростка это важные вопросы. Когда начинается пубертат, ребенок пытается понять, что с ним происходит. Он еще не знает, как к этому относиться, начинает к себе прислушиваться. И ему интересна жизнь таких же, как он — а что они думают, чувствуют, есть ли что-то отличное от его собственного опыта? 

— Бывают видео с кривляниями, розыгрышами, шутками, которые, с точки зрения взрослого, неприятно смотреть. А детям нравится.

— Зависит от того, насколько талантлив исполнитель. Мы же смотрим на комиков и клоунов, когда это талантливо. Опять же, ребёнка можно спросить — «Тебе это нравится, это симпатично? Он что, клоуна сейчас изображает? А знаешь, какие есть знаменитые клоны? Чарли Чаплин, например».

И сделать из этого какой-то развивающий момент, привить ребенку некий культурный стандарт. Ведь юмор всегда присутствовал в нашей культуре. В комиксах это очень распространено. Есть великие цирковые клоуны.

Здесь можно и в российскую историю окунуться, раз уж возник такой повод. В старину на ярмарках смотрели на представления скоморохов. Ярмарочный Петрушка существует испокон века. Кого-то он колотил, кого-то высмеивал, над кем-то подшучивал довольно зло. 

Поэтому не надо это отвергать и закрывать для ребенка данный канал коммуникации. Только родители должны тоже проявлять себе творчески. А не действовать стереотипно запретами: «Не смей!», «Глупости», «Прекрати», «Отберу»… 

Вот общая рекомендация. Ко всему, что делает ребенок, взрослый должен присматриваться, прислушиваться и делать из этого какую-то развивающую ситуацию. Чтобы ребенок не зависал над однообразными видео, а получал импульс к развитию, размышлению, оценке, пониманию себя, выходу на признанные культурные образцы. 

Блогерская культура захватила и взрослых

— Так же, видимо, и с песнями многих современных безголосых певцов. Можно обратиться к настоящему искусству в музыке.

— Конечно. Можно перейти к настоящему голосу (кстати, разобраться, какие они бывают). А потом — к технике пения, после что-то спеть с ним вместе. И вот он уже на блогера смотреть не будет. 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

Мама, я буду блогером. Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться?

Сегодня блогерская культура все захватывает. Я вот тут совершила над собой страшное насилие — посмотрела итоговый концерт «Песня-2022».

Там сплошной «ТикТок». Выходят голосистые люди и исполняют то, что раньше называлось «два притопа, три прихлопа». И все в одинаково монотонном стиле, с каким-то глупым малограмотным текстом, который все те же юношеские порывы отражает.

Раньше они были как-то по-другому выражены. А сейчас, видимо, вообще оскудел и обеднел язык чувств. Я была разочарована. Но что делать. Видимо, мы в такое время живем.

— И потом, за этим исполнением не стоит какой-то культурный багаж, духовная основа. Получается, что кумиры потом уезжают за границу и начинают поносить страну и народ. Это же оттуда все идет?

— Безусловно. Потому что это все низкопробное и бессмысленное. И мотивация-то какая задействована? Обогатиться любыми способами, в любом месте. Какая разница — где. 

— Наверняка взрослым еще надо и на себя посмотреть — а что они сами-то в этих гаджетах смотрят? 

— Обязательно. Если взрослые сами смотрят подобные видео, потешаются и тоже показывают пальцем на что-то, что их развлекает, то такой же пример подают и детям. Пусть они там дают даже негативные оценки увиденному, как сейчас говорят, занимаются хейтерством — конечно, дети это подхватят. И предложи им после этого консерваторию или театр — они не пойдут. Потому что все идет из культуры семьи.

Источник: https://aif.ru/health/psychologic/ekran_vmesto_teatra_chto_delat_esli_deti_ne_vylezayut_iz_gadzhetov

Опубликовано: https://silkway.uz/news/ekran-vmesto-teatra-chto-delat-esli-deti-ne-vylezayut-iz-gadzhetov/

2023.01.27