Узбекистан на Великом шелковом пути

К истории буддизма в Узбекистане

Считается, что уже в первых веках до новой (нашей) эры или в ее начале буддизм проник на территорию Средней Азии, получив широкое распространение и на землях юга Узбекистана, – пишет в своей статье, опубликованной на сайте популярной интернет-газеты “Новости Узбекистана” с.н.с. МКСК Др.Сергей Савчук-Курбанов.

Здесь учеными давно исследуются памятники, связанные с данной религией. 

Особого расцвета буддизм достиг в период Кушанской государственности.

Кушанское царство – возникло в первой пол, или сер. I в. н.э. в результате возвышения одного из пяти юечжийских племен – Кушан /Гуйшуань/, объединившего их под своей властью. 

Ряд исследователей, в частности, академик АН РУз Э.В.Ртвеладзе, высказали соображения по поводу того, что анализ надписей на монетах первого верховного правителя нового государства, ставшего затем империей мирового значения, подтвердил, что это его личное имя, давшее название целой династии.

Исходя из этого, приведенные в некоторых публикациях следующие мнения и чтения и переводы надписей подлежат несколько иной интерпретации и в другой последовательности…

Правитель с Благочестивой „Дхармой “

Так, до сих пор считалось, что надписи на монетах Кудзулы Кадфиза читаются следующим образом: …

К истории буддизма в Узбекистане

Как сообщает Википедия в статье Куджула Кадфиз:

«Монета Куджулы Кадфиза в римском стиле, легенда на кушанском: ΚΟΖΟΛΑ ΚΑΔΑΦΕϹ ΧΟϷΑΝΟΥ ΖΑΟΟΥ («Kozola Kadaphes Koshanou Zaoou»): «Кудхуда (Прим. Автора этой статьи – это слово правильно читается как – Кудзула) Кадфиз, правитель Кушан» 

Обр: Надпись на Кхарошти: KHUSHANA YAUASA KAPHASA SACHA DHARMATIDASA «Кудхуда Кадфиз правитель Кушан, Благочестивый („Дхарма “)».

Хотя, в свете новых данных, возможно, логичнее переводить слова в той же последовательности как они и написаны, т.е., соответственно:

«Кудзула Кадфиз Кушан, Правитель» и «Кудзула Кадфиз Кушан, Правитель с Благочестивой („Дхармой “)».

Использование последних 2-х слов особенно «Дхарма» весьма интересно в связи с рассматриваемой нами темой буддизма в Узбекистане в данной статье…

В этой связи примечательно, что «Самые древние надписи на кхарошти стали сенсационным открытием из раскопок, спускавшихся к пристани у реки Амударьи (Окс) античных ворот цитадели Кампыртепа – местонахождения резиденции правителя города, администрации и культовых святилищ (в 20 км, от Термеза). Эти процарапанные эпиграфические знаки из курсивных букв сохранились на “постелях” нескольких кирпичей, оформлявших фасад свода арки ворот, разрушенной в середине–конце II в. до н.э. Они читаются как “damasya” или “dramasya” либо “Of Dama” и т.п. Особенно примечательно то, что это самые древние строительные надписи к востоку от Месопотамии! (Источник: Сергей Савчук-Курбанов. «Опыт реконструкции кушанской фортификационной и городской архитектуры крепости Кампыртепа» //https://www.silkway.uz/newsmore/2456, 2013-07-08)

К истории буддизма в Узбекистане

Итак, первоначально владения Кушан находились в Северной Бактрии, включавшей земли юга Узбекистана и Таджикистана, где обнаружено и раскопано много античных и раннесредневековых буддийских памятников, о которых мы расскажем далее. … В том числе и его первая столица – городище Дальверзинтепа…

Затем, к ним присоединили значительную часть земель, входящих в наши дни в территории современного Афганистана, Индии, Пакистана и Бангладеш, т.е. Индийского субконтинента. 

Наивысшего могущества Кушанское царство достигло при императоре Канишке I, правившем в первой пол. II в. н.э. 
В Средней Азии северная граница кушанских владений проходила по Гиссарскому хребту на юге Узбекистана. Там по горным вершинам и в проходах (Дарбанд) возвели мощные крепостные стены с башнями, наподобие Великой китайской стены.

В конце первой половины или в середине III в. н.э. Кушанская династия потеряла власть. 

Это произошло тогда, когда земли Бактрии-Тохаристана и вошли в состав Сасанидской империи, в ходе экспансии, на правах особого владения и управлялась правителями-принцами из этой династии, носившими титул “кушаншах”. 

* * *
Существует общепринятое мнение, что развитие торгово-экономических и культурно-просветительских взаимоотношений государств, располагавшихся в древности на территории Средней Азии с китайскими империями было положено благодаря Великому Шелковому пути (с кон.II в.до н.э.- по нач.XVI в.н.э.). 

Хотя, судя по археологическим артефактам, плодотворные контакты между нашими народами имеют более давние традиции. 

Китайские памятники письменности свидетельствуют, что первый торговый караван в «Западный край» (так они называли среднеазиатские государства) был отправлен в 114 г.до н.э. при императоре Уди (140-67 гг.до н.э.), при котором также наладился и обмен посольствами. 

Но, наряду с товарообменом существовала и еще более ценная составляющая международных контактов – это обмен идеями, религиозно-философскими учениями и идеологическими воззрениями! 

Вместе с тем в ряде известных статей сообщается о том, что «До сих пор остаётся предметом дискуссий то, является ли антропоморфное изображение Будды по существу результатом эволюции буддийского искусства Матхуры или следствием греческого культурного влияния в Гандхаре в ходе греко-буддийского синкретизма». 

Следует отметить, что изображения Будды получили особое распространение на монетах, в скульптуре и других изобразительных сюжетах на памятниках культурного наследия с времен правления великого кушанского царя Канишки I, обнаруженных в том числе и на территории Узбекистана. 

Подробнее об этом можно узнать из статьи «Толерантность в Великой Кушанской Империи» // http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/3295-tolerantnost-v-velikoy-kushanskoy-imperii.html 

Письменные источники о буддизме

– О появлении на землях нынешнего Афганистана буддийских общин свидетельствует знаменитый эдикт Ашоки, обнаруженный в районе Кандагара в Лампаке (около современного Джелалабада, что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев. Это была греко-арамейская билингва, где сообщалось о дхарме и основах праведного поведения. Они опирались на этические, а не на философские идеи и определялись повседневными потребностями жизни, были связаны с особенностями конкретной обстановки. 

– Ашока правитель империи Маурьев с 273 по 232 г.до н.э. Монархи Китая, Цейлона и Камбоджи, исповедовавшие буддизм, считали Ашоку образцом для подражания. 

– В буддийской традиции он рассматривается как идеал благочестивого монарха, построившего первые ступы и учредившего «институт» паломничества к святыням Будды.

– Некоторые материалы позволяют предположить, что в период Маурьев (т.е. намного ранее, чем считалось) учение Будды проникло в южные районы Средней Азии, возможно, достигло и Хотана (на западе совр. КНР –в СУАР) / http://www.world-history.ru/countries_about/1955.html/ 

– Однако известно, что элементы разных культур и верований в Бактрии, которые в то время как бы сосуществовали, нигде (кроме архитектуры) еще не сливались в нечто органичное. 

– Но уже в кушанское время и позже, в античных и раннесредневековых буддийских памятниках Средней Азии и, в частности, Узбекистана, появляются новые, не характерные для Индостана элементы культовой архитектуры, характерной только для зороастризма, в том числе и квадратные святилища-целлы с обходными коридорами в храмах и культово-ритуальных частях монастырей!

Ранние примеры политики религиозной терпимости

Хотя, в Эдиктах Ашоки, еще не было подробного изложения буддийской доктрины и ни разу не упоминались такие важнейшие понятия, как нирвана, и, наоборот, встречаются положения, характерные и для брахманизма. 

Главное в эдиктах — не изложение основ буддизма, а принципы Дхармы и методы ее распространения. 

Вполне естественно, что, составляя подобные «принципы добродетельного поведения», Ашока использовал ряд широко известных и ставших даже традиционными идей брахманизма, который еще сохранял в тот период довольно прочные позиции. 

Однако все это не опровергает мнения о приверженности императора буддизму. 

Впрочем, последнее обстоятельство нисколько не помешало Ашоке в течение почти всего своего царствования проводить политику религиозной терпимости, что нашло отражение в его надписях… 

В XII большом наскальном эдикте, например, говорится: «Царь Пиядаси, угодный богам, поощряет все группы странствующих отшельников, мирских людей даяниями и другими способами. Но угодный богам не столь считается с подаянием и поклонением и [видит главное] в развитии основных положений в учениях всех групп».

Император ратовал за сосуществование различных религиозных групп, а не за обострение отношений между ними: 

«Пусть почитается и чужая секта при каждом удобном случае. Если делают так, то развивают свою и помогают также чужой. Если поступают наоборот, то разрушают свою секту и вредят чужой» (XII большой наскальный эдикт). /Источник: Индия. Религиозная политика Ашоки //http://www.world-history.ru/countries_about/1955.html/

Специального рассмотрения заслуживает вопрос о дхарме, которой в надписях уделяется очень большое внимание. Свои эдикты Ашока называл dhammalipi или dhammasavana (санскр. dharmasravana) (надписи о дхарме, или прокламации о дхарме). Распространение ее — одна из главных задач его политики.

Анализ эдиктов Ашоки свидетельствует, что Дхарма включала ряд правил праведного образа жизни и поведения, которым должны были следовать все жители империи, независимо от их социального статуса, религии, кастового положения, этнической, принадлежности. 

Согласно эдиктам, правила эти предусматривали послушание родителям, уважение учителей и старших, почитание шраманов и брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, неубиение живых существ и т. д.

Дхарма была, прежде всего, комплексом этических, а не религиозных норм, и ее распространение и утверждение в немалой степени диктовались политическими соображениями — необходимостью укрепления империи.

«Эти нормы должны были служить основой идеологического единства для пестрого состава населения огромного государства, в котором каждое племя, каждый народ, каждая община или профессиональная группа жили своими законами, освященными временем».

Подобная практическая направленность ясно прослеживается в надписях Ашоки. 
/Источник: Индия. Религиозная политика Ашоки // http://www.world-history.ru/countries_about/1955.html/

Нумизматика и буддийские символы

– На монетах греко-индийского царя Менандра, обнаруженных и в Бактрии, также встречаются буддийские символы.

К истории буддизма в Узбекистане

– Монета государства Маурьев с Колесом Дхармы и слоном.

– На Гербе Индии изображено навершие колонны Ашоки в Сарнатхе.

– Изображения Будды на О.С. монет Кушанского императора Канишки I.

Монета Канишки I с изобр. Будды на О.С. Нач. II в.н.э.

Васудева I, на О.С. Шива с быком. Ок.200 г.н.э.

К истории буддизма в Узбекистане

Реконструкция образов царей Канишки I и Васудевы по изображениям на их монетах, кон.I -нач. II и нач. III вв.н.э., а также аналогичный головной убор на голове от скульптуры Принца или самого Васудевы из раскопок кушанского загородного буддийского святилища Дальверзинтепа (юг Узбекистана).

Памятники буддизма Узбекистана

В большей степени они сосредоточены в долинах Сурхандарьи и Ферганы.

На юго-востоке – это античные памятники Айртам (ступа, храм и монастырь), Каратепа (несколько комплексов, включающих свыше 30 храмов и монастырей, часть из которых наземные и часть – пещерные), Фаязтепа (ступа и 3-частный монастырь), Чингизтепа, ступа Зурмала, Зартепа (святилище и ступа) – на городище Старый Термез, Кампыртепа (привратное святилище у входа в цитадель), Дальверзинтепа (загородный и городской храмовые комплекты – в Шурчинском р-не) и ступа Чордингак (Денауский р-н) в Сурхандарьинской области Узбекистана. 

Находка в Самарканде буддийской печати VIII—XI вв. косвенно свидетельствует о возможности посещения региона уже в исламское время буддистами из Индии. 

Судя по наличию двух терракотовых плакеток, произведения буддийского искусства были известны и в раннесредневековом Чаче (территориально это современная Ташкентская область), т.е. ок. 1400-1300 лет назад. 

Однако, ряд специалистов считает, что тогда еще в Чаче знакомство местных жителей с буддизмом было, скорее всего, весьма поверхностным, а сведения о буддийской иконографии — фрагментарными.

На территории Ташкента пока обнаружена только одна терракота, найденная на городище Минг-Урюк и изображающая Будду в падмасане, сидящего на лотосовом троне. 

А изображение на плакетке, найденной на городище Канка (Таш.обл.), прототипом которого стала сцена Великого ухода Будды, было переработано в небуддийском ключе.

Буддийские памятники на северо-востоке Узбекистана

Принципиальное значение для истории буддийского искусства V—VIII вв. имеет храм в Куве (Фергана). 
В его оформлении отразился процесс сложения нового направления в буддийском учении — Ваджраяны (Алмазной колесницы). 

Кроме того, кувинский культовый комплекс в стилистическом оформлении скульптурных образов наиболее отчетливо демонстрирует существование связей среднеазиатских буддийских общин с буддистами Восточного Туркестана (в частности, Хотана) – территории современной СУАР в КНР. 

Т.е. они были изготовлены под явным влиянием восточных соседей. 

Подробнее об этом мы расскажем при описании самого комплекса в Куве и его находок, как и далее в последующих изложениях по самым выдающимся памятникам, где были раскопаны буддийские артефакты и раритеты. 

Дальверзинтепа

Самая ранняя и северная столица Кушанского царства – городище Дальверзинтепа, свыше 30 лет исследуется археологами Института искусствознания АН РУз.

Городище, возникло в III-II вв. до н.э., в долине Сурхандарьи на берегу Кармакисая – в 12 км к северу от г.Шурчи по дороге в г.Денау.

Расцвет города приходился на II- первую половину III в.н.э. Он имел регулярную планировку с за¬стройкой кварталами рядовых и богатых горожан, а также гончаров в юго-западном углу городища и с культовыми зданиями местных религий. 

В центре города располагался буддийский храм, на севере – храм местной богини, а в северной округе – зороастрийский наус (погребальное сооружение) и буддийское святилище (I – II вв. н.э). 

В восточной части последнего раскопано большое помещение – “зал царей”(9,80 х 2,35 м), в северной – “кумирня”, богато украшенные скульптурой. Скульптурная композиция, располагавшаяся в «кумирне», помимо Будды включала, судя по составу фрагментов, изображения бодисаттвы (или бодисаттв), монахов и небожителей-дэватов. 

В результате работ 1967-1968 гг. на объекте, получившем обозначение Дт – I, остатки святилища, предположительно разместившегося возле платформы с несохранившейся ступой, были раскопаны полностью. 

При этом найдены фрагментированные статуи буддийских персонажей и светских лиц (скорее всего – правителя и его приближенных, поклонявшихся Будде). 

В западном помещении, получившем при раскопках название «зал царей», по мнению академика АН РУз Г.А.Пугаченковой, располагались помимо статуи Будды, еще и фигуры правителя, членов его семьи и приближенных. 

От изображения «правителя»» до нас дошла нижняя часть его фигуры, левая рука и небольшие фрагменты лица и шапки, от «принца (наследника)» – голова и детали фигуры; оба они, видимо, были изображены в одинаковых одеждах, украшенных драгоценными камнями, и в высоких конических головных уборах с такими же украшениями. 

Дальверзинтепа. Загородное буддийское святилище ДТ-1. I-II вв.н.э.

Скульптура. Голова принца или царя Васудевы I и адоранты (голова из ДТ-25 I-II вв).

Столь же выразительна была статуя «вельможи», сохранившаяся почти полностью: от нее утрачены лишь руки и ступни ног. В этом же помещении были найдены обломки изображений еще одного «вельможи», двух женщин, других персонажей 

Дальверзинтепа

Дальверзинтепа
Скульптура. Адоранты. Голова и торс из ДТ-25 (I-II вв) – Второй буддийский комплекс и статуя из загородного буддийского святилища ДТ-1. (I-II вв.)

Скульптура представлена культовыми и светскими эллинизированно-бактрийскими образами:

– крупными статуями Будды, окруженными в одном случае – статуями монахов, гениев – деватов, вельмож-адорантов с гирляндами, в другом – представителей рода Саганиана, столичным городом которого был Дальверзинтепа. 

Скульптурная голова последнего царя великокушанского периода Васудевы I в остроконечной шапке, украшенной круглыми налепами (изображавшими драгоценные камни или золотые нашивки) – настоящий шедевр искусства мирового значения. 

В ранних публикациях ее интерпретировали как голову принца или правителя…

А голова девата в обрамлении волнистых кудрей (из кумирни) совершенно эллинистического облика имеет удивительное портретное сходство со своим первооткрывателем Г.А.Пугаченковой. 

Второй буддийский комплекс – в центре города

(II – нач. III вв. н.э.) украшен глиняной и гипсовой скульптурой: крупными статуями Будд, Бодхисатв, правителя, его наследника, вельможи, знатной дамы, другими буддийскими персонажами.

Город, разрушен во второй половине III века н.э. во время экспансии Сасанидов, возможно при Шапуре I. 
В VI – VII вв. обживался холм цитадели (крепость с дворцом правителя) – как неукре¬пленное поселение, а в крепостных стенах города вырыли склепы для погребений. 

На городище несколько десятилетий периодически ведутся раскопки, более 25 последних – совместно с японскими коллегами из Университета Сока (Токио), под руководством проф. Кюдзо Като и др. научных институтов, вузов и музеев нескольких городов Японии. 

Фото и иллюстрации смотрите по ссылке на Источник:

http://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/6699-k-istorii-buddizma-v-uzbekistane.html

06.07.2015
2015-07-06

2015.07.06