Узбекистан на Великом шелковом пути

ТУРИЗМ УЗБЕКИСТАНА РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ

В Узбекистане более 600 туристских предприятий и фирм, свыше 660 гостиниц, кемпингов и мотелей, утверждены 110 международных турмаршрутов. Насчитывается более семи тысяч уникальных памятников истории и восточного зодчества. В 2015 году республику посетили два миллиона туристов. Однако, как считают специалисты, потенциал задействован лишь на 15-20 процентов. По данным лондонского Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), сфера отечественного туризма прямо или косвенно создала 439 тысяч рабочих мест, что составляет 2,8 процента от общего числа трудоспособных граждан республики, вклад в валовой внутренний продукт Узбекистана составил 3,2 процента. Для сравнения: мировой ВВП отрасли – более десяти процентов, занято около восьми процентов трудоспособного населения, услуги туризма составляют свыше семи процентов мирового экспорта.

Кувшин разбивается лишь один раз

Все ахнули! Хромая старушка, повесив клюку на закрытые решетчатые ворота, перелезла через двухметровое препятствие и быстро заняла место в микроавтобусе, предназначенном для поездки на экскурсию.

Гид не успел все организовать вовремя, и ворота профилактория оказались закрытыми. Перед ними и столпилась довольно большая группа, пожелавшая увидеть тысячелетнюю священную чинару в Угам-Чаткальском природном парке Бостанлыкского района столичной области. И тут возникло сомнение, что все желающие поместятся в маленькой машине. Вот старушка и проявила прыть.

Туроператор, симпатичная девушка, появилась в профилактории через пять дней после заезда посетителей. К тому времени отдыхающие уже изучили все горные окрестности. Наскучило и плескаться в бассейне. Надоели телевизор, игры в нарды и шахматы. Люди нуждались в новых впечатлениях, а не просто дышать кристально-чистым воздухом. Потому живо откликнулись на предложение об экскурсии. При этом никого не смутила довольно внушительная сумма за двухчасовую прогулку – 15 тысяч сумов. Никто не спросил квитанцию или какой-либо другой документ об оплате.

Поездка по горной дороге туда и обратно заняла примерно полтора часа. А на месте трижды обошли действительно удивительную чинару с огромным дуплом. Наскоро все сфотографировались. И все. Не поняли, почему же дерево на склоне холма считается священным? Было много и других вопросов.

А девушка-гид торопилась. Она должна была успеть к другой группе из соседнего санатория. Когда экскурсовод предложила в следующий раз прокатиться до Чарвакского водохранилища, ее никто не поддержал. Кувшин разбивается лишь один раз.

“Ковчег вкуса”

Вспомнился туристский маршрут в этом же парке, по которому прошел более десяти лет назад вместе с группой журналистов. Назывался тур необычно – “фольклорно-гастрономический”. Этим и привлек. Организовывался он в рамках международного проекта “Europe Aid” по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня.

Менее ста километров от Ташкента – и мы в селении Бурчмулла. Встретили нас школьники. Представили театрализованные сценки о хищническом отношении к природе охотников-браконьеров, туристах, разбрасывающих мусор, рвущих цветы и лечебные травы без нужды. Затем масса фольклорных песен и танцев – как сольных, так и хоровых. Такого больше никогда не слышал.

Потом посетили недавно созданный краеведческий музей. Экспонаты представили сами сельчане: старинные платки, халаты женские и мужские, сюзане, сапоги-ичиги, вековые кувшины, ляганы и масленые лампады, ковры ручной работы, медные кольца и изящные сережки, разноцветные курпачи и каменные… монеты.

А в гостевом доме был накрыт огромный дастархан. Чего только не было – каймак и суп куртова (размельченный творог с зеленью), семь видов лепешек, изготовленных на воде, масле, с мясом, казы, курдючным салом, а также патыры, катлама, блины со специями, самса, приправленная мятой, перцем, целебными кореньями.

 На первое, конечно, шурпа – с чабрецом, райхоном, кислым молоком, ароматные каши – “шир-бич”, “будина”… Вкус – непередаваемый. Широким оказался ассортимент вторых блюд – плов по-бурчмуллински (диетический), бешбармак, тушеное козье мясо, голубцы с диким луком, листьями винограда и яйцами перепелов, шашлык из грибов. На десерт – варенье (без грамма сахара) из ревеня, тута, винограда, а также горный мед, миндаль, орехи, кишмиш, масса косточек…

Разделившие с нами трапезу старейшины не спеша рассказывали об истории и пользе тех или иных блюд. Подробно, под запись репортеров. Фольклорные мифы и сказания переплетались с гастрономическими изысками. Особенно расхваливали способы заваривания чая и разливали душистые напитки, кажется, так же, как на торжественных церемониях в Китае или Японии. Все это помнится до сих пор. Да и кто такое забудет?

Кстати, рецепты блюд были направлены в Международную экогастрономическую ассоциацию “Slow Food”, глава которой Карло Петри включил их в многотомную энциклопедию “Ковчег вкуса”.

Не только управлять
и контролировать,
а содействовать

Заметим, и старейшая чудесная чинара, и Чарвакское водохранилище тоже были включены в тот туристский маршрут, который теперь в усеченном виде используется “черными” туроператорами, заполнившими освободившуюся нишу. Спрос рождает предложение.

Попытался ныне найти организаторов уникального по-своему тура – не удалось. Той фирмы уже не оказалось. Почему? Ведь интересное дело затеяли – удивительное, познавательное, вспоминаемое даже спустя годы.

Но выяснилось другое. Немало оказалось системных проблем, административных и бюрократических преград. Резонно спросить, почему поездка совершалась на частных машинах? Кто будет отвечать за безопасность туристов? Кем утверждено меню обеда? Как и в какой валюте велись расчеты?.. Множество вопросов. Но даже руководители На­циональной компании “Узбектуризм” на большинство из них порой не могли ответить из-за несовершенства законодательства и нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности, других разрешительных процедур. Не состыковались устаревшие регламентированные инструкции с современными требованиями. Чуть ли не на всякий чих требовалась соответствующая справка. Потому, видимо, и умерла интересная фольклорно-гастрономическая идея.

То, что видим, зависит от того, как мы смотрим. Указ Президента страны “О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан” от 2 декабря 2016 года преду­сматривает поистине беспрецедентные меры по коренному реформированию сферы. Качественно иной становится система управления. На базе упраздненной НК “Узбектуризм” создан Государственный комитет Республики Узбеки­стан. Определены приоритеты. Разрабатывается Концепция развития на среднесрочную перспективу, а также Программа ее реализации в 2017-2021 годах исходя из указа главы государства.

Обозначены сроки исполнения. В част­ности, с 1 января функции по лицензированию переданы от Кабинета Министров вновь созданному Госкомитету. Отменяется требование о получении лицензий отелями и другими местами проживания туристов. Однако с 2018 года будет осуществляться обязательная сертификация предприятий общественного питания и транспорта, специализирующихся на предоставлении услуг иностранцам.

Предусматривается кардинальная либерализация визовой политики. С 1 апреля этого года будут полностью отменены визы для туристов из 15 государств, а также для путешественников, достигших возраста 55 лет 12 стран. Безвизовый режим применяется в отношении зарубежных граждан, въезжающих в республику на срок не более 30 дней. Намечается также внедрение системы электронных виз.

К этому же времени должны быть приняты меры в международных аэропортах Ташкента, Самарканда, Бухары и Ургенча по открытию “зеленых коридоров” для того, чтобы упростить процедуры прохождения паспортного и таможенного контроля, получения багажа и улучшения транспортного обслуживания.

Стимулируется предприниматель­ская деятельность. Юридическим лицам предоставляется ряд налоговых льгот на пять лет, если они вводят в эксплуатацию гостиницы и мотели на уровне четырех звезд. Оплата иностранцами гостиничных услуг осуществляется в свободно конвертируемой валюте, за исключением некоторых случаев. Примечательно, что туроператоры освобождаются от обязательной продажи выручки в валюте, поступающей от оказания ими услуг. Тем самым аннулирован еще один фактор, зачастую ведущий к нарушениям и коррупции.

Важно и то, что при приобретении субъектами туристской деятельности транспортных средств вместимостью свыше девяти человек сбор в Республиканский дорожный фонд снижается с 20 процентов до трех.

Формирование благоприятных условий позволит в ускоренном темпе развивать не только исторический туризм, основанный чаще всего на четырех “м” – мавзолеи, медресе, мечети и минареты, но и другие его разновидности – паломнический, экологический, этнографический, гастрономический, спортивный, лечебно-оздоровительный, сельский, промышленный, деловой, детский, молодежный и семейный. И на это делается акцент в указе Президента при определении задач, поставленных перед Госкомитетом по развитию туризма.

Особо следует отметить, что деятельность новой управленческой структуры должна быть направлена не на осуществление контрольных и административных функций, а прежде всего на всемерное содействие повышению предпринимательской активности в сфере туризма, развитию конкуренции на рынке услуг, формированию положительного имиджа Узбекистана как привлекательного центра туризма.

05.01.2017

Источник: http://jahonnews.uz/ru/turizm/121/29780/
2017-01-05

2017.01.05