Узбекистан на Великом шелковом пути

«Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» и как активировать потенциал их КПД,

– оптимизировать и гармонизировать процессы продуктивности в этих сферах?

Зададим себе  эти вопросы и попытаемся найти на них ответы,  исходя из реалий нынешнего времени.

Можно ли создать не только механизм их продуктивной реализации, но и морально-психологическую основу  для просвещения  и чем их мотивировать?

А сколько статей посвящено необходимости воспитания человечности и справедливых взаимоотношений, самообразования и критического мышления…в том числе  потребности и желания  стать Учеником!   

Вспомним, хотя бы знаменитое выражение Архимеда Сиракузского: «Дайте, мне точку опоры, и я сдвину (переверну) землю (или весь мир)!» – означающее, что даже самое сложное дело можно сделать при определенных условиях…

В наши дни для этого нужно создавать благоприятную почву, в  том числе и в виде   IT-парков, математических и прочих спец-школ,  которые послужат локомотивами или драйверами развития…

Что касается Узбекистана, то здесь как отмечает в своих выступлениях наш лидер «У каждого региона свои возможности и свои актуальные проблемы. IT-парки должны создавать программные продукты именно с учетом этих особенностей»  … в разных сферах жизни и деятельности… где «нужны инновационные проекты для экономии ресурсов и повышения коэффициента продуктивности»( https://prezident.uz/ru/lists/view/3943, 12.11.2020)

Наряду с этим, в сфере «цифровой экономики» следует обратить внимание на необходимость «…упрощения таможенных процедур, их гармонизацию и цифровизацию;…-  развитие электронной коммерции между … странами;»…а поскольку, «Пандемия ускорила процесс цифровизации. Информационные технологии становятся «драйвером» экономического роста».   Предлагается  «разработать Программу ШОС по развитию цифровой грамотности, направленную на обучение населения, подготовку профильных специалистов на основе согласованных учебных программ.   Считаем своевременным принимаемое … Заявление о сотрудничестве в области цифровой экономики…» – отметил в своем выступлении Президент Шавкат Мирзиёев на саммите Шанхайской организации сотрудничества. //  https://prezident.uz/ru/lists/view/3936 ,  11.11.2020)

«… В связи с пандемией особую актуальность приобрело ускорение процессов цифровизации экономики.   Предлагаем выработать совместные меры по еще более широкому внедрению информационных технологий в сферы международной торговли, таможенного оформления, транспорта, образования.  Важное значение имеет дальнейшее увеличение объемов торговли за счет использования электронных торговых площадок.  Узбекистан готов к сотрудничеству по реализации перспективных предложений в области электронной коммерции» – такие программные заяления были изложены в выступлении Президента Узбекистана на церемонии открытия третьей Китайской международной выставки импортных товаров (https://prezident.uz/ru/lists/view/3932, 01.11.2020)

В этой связи следует отметить, что ведущие страны мира, и в частности, Китай, уже давно и успешно используют все эти достижения и достаточно «далеко впереди планеты» всей… а нам еще предстоит…множество свершений на этом поприще…

«Согласно данным «Доклада о развитии китайского интернета-2020», в 2019 году объем цифровой экономики составил 35,8 триллионов юаней, доля в ВВП страны достигла 36,2 процента. По масштабу и темпам роста цифровая экономика Китая занимает одно из первых мест в мире.

По состоянию на конец мая 2020 года, волоконно-оптической сетью были охвачены городские и сельские районы страны, при этом число пользователей оптико-волоконного интернета в Китае составило 93,1 процента, по этой позиции страна заняла первое место в мире. В 2019 году в Китае было 5, 44 миллиона базовых станций 4G, а объем трафика данных мобильного интернета достиг 122 миллиардов гигабайт, по этому показателю Китай также занял первое место в мире. По состоянию на сентябрь нынешнего года общее число базовых станций 5G в стране превысило 480 тысяч.  (https://china-uz-friendship.com/?p=28068) Это 96% от запланированных на этот год 500 000 базовых станций.

Что касается Узбекистана, то в конце сентября 2019 года на ежегодной выставке ICTEXPO-2019 Компания Ucell официально запустила перспективную технологию высокоскоростного широкополосного беспроводного доступа пятого поколения − 5G. Это можно было назвать прорывом года: скорость подключения превышала 1 Гбит/с. И в инфо от 25.11.19 сообщили, что первая базовая станция заработала в Tashkent City.  (https://ucell.uz/ru/myucell/press_srv/Ucell_installed_the_first_5G%20station) там же подтвердили, что  коммерческий запуск пройдёт в 2020 году.  Уже несколько лет (с 2014) успешно внедряется система 4 G, (наряду с предшествующими), расширяются площади ее покрытия в нашей стране разными мобильными операторами  (Uzmobile, UMS, Ucell, Beeline Uz), у каждого из которых запущено по неск.тыс. базовых станций.

Первый Технологический парк программных продуктов и информационных технологий (IT Park) открылся 24 июля 2019 года в Ташкенте…  И уже 27 декабря Президент поручил построить 20-этажные IT-парки во всех регионах (https://sptnkne.ws/E5fE), наряду с инновационными школами…

16.10.2020 Президент Шавкат Мирзиёев посетил Технологический парк программных продуктов и информационных технологий в Ташкенте. … Ответственным лицам поручено обеспечить интеграцию между школой имени Мухаммада аль-Хорезми и школами информационных технологий в регионах, стимулировать молодых людей к обучению современных технологий, становлению профессионалами своего дела…  Здесь с 20 ноября 2019 года поэтапно   возводятся 17 корпусов, в том числе 20-25-этажные офисные здания, 22-этажная гостиница, университет, конференц-зал, коворкинг-центр и другие объекты. (из  https://prezident.uz/ru/lists/view/3900)

Богатейшее наследие и мудрость предков, имеют огромный потенциал, требующий разработки этой  сокровищницы, в том числе и для привлечения паломников и развития познавательного туризма.

Благодатные земли  Узбекистана, обладающие особой аурой-энергетикой, природно-климатическими условиями и наибольшим количеством солнечных дней в году,  способствующие вызреванию вкуснейших  овощей и сладчайших фруктов и ягод с повышенным содержанием витаминов,  минералов  и прочих полезных элементов, в том числе золота…  

Может быть еще и  в этом секрет формирования творческого и креативного потенциала наших соотечественников и их «золотого» характера, взаимоуважения и почитания,  дружелюбия  и гостеприимства?  И благодаря или вопреки чему или кому  создавалась благоприятная почва для формирования позитивной атмосферы и прорастания полезных зерен, и как научиться  выпалывать сорняки…в том числе из окружающего нас информационного поля…  морей и океанов… вычленять то что принесет пользу и достоверные факты…

…придерживаться Морально-этических принципов и постулатов, сформированных предками кратко в заповедях и кодексах,  сказках и сказаниях, мифах и легендах, пословицах и поговорках.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель».    

Это стихотворение А.С.Пушкина много лет предваряло телевизионную передачу «Очевидное – невероятное», посвященную научным исследованиям и открытиям.

В этой связи следует  отметить, что и в Узбекистане есть множество исторических примеров  из разряда  «невероятно, но факт…»!   

Они послужили также одной из колыбелей зарождения человечества и цивилизации, выдающихся древнейших  вероучений и литературных произведений (Авеста Заратуштры и Зороастризм с верховным Богом Мудрости-АхураМаздой, и их влияние на формирование здесь постулатов Махаяны –«Широкий путь спасения»-«Большая колесница» Буддизма,

Изображения нескольких десятков божеств разных вероучений античного мира на монетах Канишки Первого (первая пол.2 в.н.э.) легендарного правителя Кушанской империи могут служить наглядным символом межрелигиозной и межэтнической толерантности и расцвета этого государства, занимавшего обширные земли между китайской империей Хань на востоке и Парфянским царством на западе, граничившим с Римской империей.

Почитаемая как вторая книга после Корана «Аль-Джамиа ас-Сахих» (сборник достоверных хадисов) Аль-Бухари, и их гуманистическая направленность…в том числе элитарных взглядов суфиев и святых мест, связанными с их школами, и института БлагоПожеланий – мудрых выражений и защитных магических символов, запечатленных в орнаментальном оформлении…    

Название «Алгоритм», произошедшее от имени Аль-Хорезми, которого называют праотцом современной Кибернетики,  служивший более 600 лет настольной книгой медиков всего мира «Канон врачебной науки» Авиценны, Абу-али-ибн-Сино,  Каталог «Гурганский зидж» Улугбека (1437),  включающий 1029 звёзд, распределенных по 38 созвездиям и его обсерватория ок.Самарканда. 

И еще множество других великих предков – пророков, мудрецов, духовников, ученых, государственных деятелей, воинов и известных личностей, оставивших нам богатейшее наследие. 

Приобщение к нему, возможно через создание системы просвещения, связанной с распространением знаний и культуры, а также воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений, как важный фактор воспитания креативной личности, способствующей прогрессу науки и цифровой экономики настоящего и будущего…

Путешествуя по разным странам я убеждался в этом воочию и неоднократно, да и спецы-аналитики в своих опусах  подчеркивают особую роль самовоспитания и самообразования в этих процессах… 

Сам собой напрашивается вывод о том, что все успехи и достижения передовых экономически развитых стран связаны, прежде всего, с системой воспитания творческих личностей…

В этой связи знаменательно, что недавно (30.10.2020)  состоялось видеоселекторное совещание, посвященное вопросам совершенствования системы образования и воспитания, ускорения развития науки в стране…. Как известно, с целью дальнейшего совершенствования системы образования и воспитания страны, ускорения развития науки был разработан проект соответствующего указа Президента, в котором обозначены цели, достижение которых позволит решить нынешние проблемы в образовании, а также ожидаемые результаты на ближайшие пять лет и ориентиры дальнейшего развития.

В частности, предлагаются конкретные решения по таким вопросам, как повышение авторитета и статуса учителей в обществе, полный пересмотр школьных учебных программ и методик, увязка школьного образования со следующими этапами образования, создание условий и стимулирование учителей к самосовершенствованию, освобождение их от лишней бумажной работы, улучшение инфраструктуры и духовной среды в школах…. Глава государства подчеркнул, что необходимо … создать методику, нацеленную не на механическое заучивание материала, а побуждение учащихся к рассуждению и анализу…  (Система образования и воспитания: обсужден новый этап развития// https://prezident.uz/ru/lists/view/3924)

Решение этих вопросов по реформированию систем образования и воспитания  очень актуально в настоящее время – время развития цифровых технологий во всех сферах жизни и деятельности!

В этой связи следует обратить внимание на то, о чем пишет в свой статье «Учёба уже не будет базироваться на запоминании»  известный исследователь  Митио Каку: «Ни один высокоразвитый искусственный интеллект не в состоянии полностью заменить человека. У нас на самом деле гораздо больше преимуществ перед машинами, чем мы себе можем представить.

К примеру, у роботов отсутствует образное мышление, у них нет сознания, интуиции.

Чем бы человек не занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция.

С одной стороны, не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. С другой — освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения» (https://akvobr.ru/mitio_kaku_obrazovanie_budushego.html)

В этой связи особую озабоченность вызывает то, что «В январе 2019 года сервис по поиску работы Superjob убрал из вакансий графу «образование», пояснив, что «отсутствие образования определенного типа – больше не препятствие для поиска работы», поэтому,  «выпускники вузов теряют свои преимущества на фоне соискателей­ без диплома, но с опытом работы. Об этом говорит 91 % работодателей…»  (из статьи: Почему в ближайшем будущем мы перестанем получать высшее образование//https://www.gq.ru/society/education-september-issue, 21.09.2020)

По-моему, в нашей  стране, благодаря активным преобразованиям во всех сферах, у каждого из созревших в качестве Учеников,  появляется уникальная возможность принять участие в конструктивном решении этих важных задач  во благо дальнейшего процветания нашей страны и улучшения благосостояния нашего дружелюбного и гостеприимного, многонационального и многоконфессионального народа.

БлагоДарю за внимание! С наилучшими пожеланиями!

Д-р Сергей Савчук-Курбанов

Доп.инфо: https://www.facebook.com/photo?fbid=10218671384081233&set=a.10218339098614304 см. по ссылке фото автора с наградой от – Ucell объявляет итоги творческого конкурса «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» // https://ucell.uz/ru/myucell/press_srv/Creative_competition_8, 10.12.2020

2020.11.30