Узбекистан на Великом шелковом пути

Уникальный бухарский золотошвейный халат XIX века на выставке одного экспоната в ГМИ. Фоторепортажи

23 февраля 2016 года в Ташкенте в Государственном музее искусств Узбекистана открылась выставка “Уникальный образец золотошвейного искусства Узбекистана”. 

 Экспозиция, где представлен “Халат” бухарской придворной мануфактуры XIX века, будет экспонироваться до 29 февраля с.г.  Выставка призвана привлечь внимание к шедеврам бухарской школы золотого шитья, одного из интереснейших видов народного ремесла в истории искусства нашей страны….  Не менее интересные уникальные изделия, изготовленные в единственном экземпляре, можно посмотреть и в экспозиции (на верхних этажах ГМИ Уз) этой сокровищницы народного достояния … Фото в репортажах Сергея Савчука-Курбанова смотрите по ссылкам: Ч.1. Уникальный экспонат….// www.facebook.com/media/set/?set=a.10205784609319918.1073742782.1397232601&type=1&l=87962a00d4

Ч. 2. Церемония открытия // www.facebook.com/media/set/?set=a.10205784678161639.1073742783.1397232601&type=1&l=dcc3639049

Ч.3. Организаторы, почетные гости и зрители//www.facebook.com/media/set/?set=a.10205784710242441.1073742784.1397232601&type=1&l=a8f165ee63

Ч.4. Фото на память // www.facebook.com/media/set/?set=a.10205784722842756.1073742785.1397232601&type=1&l=00f766d3cb

Ч.5. Лекция для молодежи и ответы на вопросы специалиста // www.facebook.com/media/set/?set=a.10205784790924458.1073742786.1397232601&type=1&l=45f871204f 

Справка: 

История золотошвейного искусства имеет давние корни и получало распространение в странах древнего Востока: Вавилоне, Византии, Иране, в государствах Средней Азии. Золотошвейная традиция этих стран формировала и развивалась по разному с учетом своих особенностей.                      

В  Средней Азии это искусство развивается в период ханств и достигает своего пика в Бухарском ханстве XIX века.Представленный на выставке “Уникальный образец золотошвейного искусства”  халат относится к 80-90 годам XIX века и рассчитан на мужчин элиты приближенных к хану.  Основу халата составляет черный бархат, по которому исполнена вышивка   в технике «гульдузи» –  шитье по рисунку (вырезанному на коже, картоне или бумаге),  нашитому на фон основной ткани, которая украшается золотом в прикреп. Халат относится к типу халатов называемых «буттадор», техника вышивки которых, специально применялась для украшения халатов правителей дворца.

Внутренняя отделка халата состоит из дорогостоящего образца шёлка-адраса. Края халата оформлены расшивными тесьмами – «джияк».Длина халата составляет 141 см, размер вышивки «бутта» – 39х39, ширина каймы – 10,5 см.Орнамент халата представляет собой цветочный узор, состоящий из кустов «бутта»  равномерно заполняющими все поле вышивки.  Цветочный рисунок на халате выполнен известным рисовальщиком Усто Амон-джон Маджид уғли.  Мастера вышивки известные вышивальщики Файзулло Гайбулло ўғли и Умар Хаят ўғли.  “Бутта” представляет собой восьмилепестковую цветочную розетку, “мадохили-дурун ба дурун”, заключенный в круг “чиллак”, фон которого сплошь зашит золотым швом “мауджи- оча-бача” (волна “мать и детя”).                 

Цветочная розетка в свою очередь вписана в небольшую круглую розетку “альмоси-даура” (“алмазная” шитая в круговую спираль). Вокруг розетки по кругу, расположены восемь аркообразных фигур “мадохиль”, зашитых растительным узором, представляющим собой небольшие “кустики” – “бутта”, которые выходят из вазона, изображенного  в виде  тюльпана “лола”.Кустики вышиты на фоне зеленого и красного бархата (в порядке  чередования  цветов), состоят из четырехлепестковых цветов “чор-барг” и листьев “барчи-хорак-дузи”.Мадохиль  перемежает  прямые широкие листья и вырезанные краями листьями “хазони-диля кофта”.  

Информация подготовлена сотрудниками ГМИ Уз.

2016.02.24