Узбекистан на Великом шелковом пути

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ

Появление на политической арене Амира Темура отмечено восстановлением городов, строительством грандиозных памятников архитектуры, развитием искусств, поэзии и ремесел. 

Главным городом при Сахибкиране и первых Темуридах был Самарканд, к тому времени обладающий богатой культурной историей. Признанными центрами искусства и ремесла были также Бухара, Шахрисабз, Ташкент, Термез, Мерв, Герат, Мешхед и многие другие, которые взаимодействовали не только между собой, но и с такими крупными регионами, как Китай, Индия и арабские страны. 

Эпоха Темуридов характеризуется окончательным формированием и широким распространением в Средней Азии «Темуридского керамического стиля». Результаты археологического изучения крупнейших городских центров —  Самарканда, Бухары, Ташкента, Куня-Ургенча и Шахрисабза выявили большое количество оригинальных и прекрасных по художественному исполнению образцов посуды. В целом, «Темуридская» керамика была основана на богатых местных художественных традициях и новейших достижениях крупнейших керамических центров Ближнего и Среднего Востока. 

Бирюзово-голубой колорит, внесенный в архитектурное пространство, стал символическим выражением искусства эпохи Темуридов. Высокое мастерство сочеталось с филигранной работой по построению изящных узоров в интерьерах и фасадах многочисленных культовых и светских сооружений. 

Блестящего расцвета в эту эпоху достигает искусство художественной обработки металла. Города Мовароуннахра и Хорасана были центрами производства разнообразных форм посуды из золота, серебра, бронзы, медно-чеканных предметов быта, оружия, воинского снаряжения, различных ювелирных украшений и культовых предметов. В период правления Амира Темура и первых Темуридов воздействие западных центров Среднего и Ближнего Востока в торевтике (искусство ручной художественной обработки металла) Мовароуннахра начинает ощущаться с большей силой. В изделиях мастеров Средней Азии усиливается стремление к своеобразию и изысканности орнаментального узора и форм сосудов, использовании фигурных украшений в виде деталей. Это воздействие ощущается и в технических приемах — в Мовароуннахре начинает использоваться техника инкрустации бронзовых и медно-чеканных изделий серебряными нитями. 

О художественных традициях торевтики того времени свидетельствуют бронзовые изделия, обнаруженные в мастерской близ площади Регистан в Самарканде. В составе клада наряду с обычной ремесленной продукцией имеются подлинные произведения искусства, в оформлении которых проявились черты нового времени: более утонченный и изысканный орнамент, своеобразная интерпретация сюжетных изображений и техники инкрустации серебром. Фигуры полностью сливаются с ажурным фоном, сплошным ковровым узором покрывая плоскость кувшинов и сосудов. 

Женские украшения, детали конской сбруи и воинского снаряжения выделывались из золота, серебра, меди, бронзы, латуни, в большом количестве добывавшихся в Мовароуннахре и Хорасане. В украшениях использовались вставки из драгоценных и полудрагоценных камней. Мастера искусно владели техникой литья, чеканки, золочения и инкрустации золотыми и серебряными листами, обработки камней. 

Высокого уровня достигает и камнерезное искусство. Мастера создавали посуду, утварь, геммы-печати для перстней, детали архитектурного убранства. Особенно активно использовался их труд при изготовлении надгробных плит для династийных усыпальниц. Истинным шедевром камнерезного искусства по праву является надгробие из усыпальницы Гур-Эмир, выполненное из различных сортов мрамора и нефрита и мраморное надгробие Хакима ат-Термези (XV в.). 

В жизни и в быту народов Среднего и Ближнего Востока издревле особое место занимали разнообразные изделия из мягких материалов — шерсти, шелка, льна, хлопка, кожи, практическое назначение которых сочеталось с высокохудожественным оформлением. Они охватывали все основные сферы жизнедеятельности человека — одежду и внутреннее убранство жилища, в котором ковры, дорожки, занавеси, вещевые мешки, различные виды подушек заменяли по существу мебель. Одежда и ковры были показателем социального положения человека. Производство тканей и ковров было широко распространено в Средней Азии и Иране еще в домонгольский период, но в XIV—XV веках оно приобретает особый размах. 

Одежда правителей и придворной знати также претерпевала изменения и развивалась в соответствии с требованиями художественной моды. Народный костюм сохраняет более консервативный характер. В целом на обширной территории империи Амира Темура и Темуридов существовала известная общность стилевых черт, в то же время были и свои столицы мод, к которым относятся Герат, Самарканд, Тебриз,  Шираз. Усилия Сахибкирана, направленные на  укрепление мощи своей столицы, сделали этот город одним из главных центров, откуда распространялись художественные идеи в изготовлении костюмов и нарядов как для мужчин, так и для женщин. В XV веке выявляются два основных центра мод — Герат и Самарканд.

Эпоха Темуридов характеризуется периодом широких экономических и культурных контактов по Великому шел-ковому пути, взаимообмена информацией, восприятия и переосмысления духовных ценностей других народов, а также относительного материального благополучия общества. Искусство и ремесла этой эпохи, как и другие виды художественной культуры того времени — блистательная страница в истории мировой цивилизации, период высокого взлета творчества народов огромного региона, оставивших непревзойденные шедевры искусства.

08.04.2016

Источник:http://www.jahonnews.uz/ru/aktualno/124/18356/

2016.04.08