Узбекистан на Великом шелковом пути

Вслед за визитом президента Ш. М. Мирзиёева

с двухнедельным туром в Америке побывала творческая группа из Центральной Азии. О своих впечатлениях из поездки рассказывает участница тура.

Сквозь призму времени

Техасской город Остин был первым городом нашего тура. Прилетели мы сюда из Ташкента. Облик нашего города меняется быстро, и мы прекрасно понимаем, как важно, чтобы во главе города стоял харизматичный человек, кто ощущает пульс города и неравнодушен к проблемам населения. Недаром издревле существовали города-государства, прообразом которых могут служить древнегреческие полисы. 

А к этому городу было особое чувство. Маршруты научных исследований привели меня городок Остин 19 лет назад. Был он невысоким, по преимуществу одно – или – двухэтажным. Вдобавок к постройкам, обозначенным в архитектуре «колониальный стиль», не более десяти высотных зданий. В отличие от нью-йоркских башен, те и не помышляли о том, чтобы попирать небеса. Но самое пленительное – здесь были уличные базарчики. 

Вы ведь тоже наверняка такое испытываете: не успеет самолёт отодрать крылья от перистых облаков, в избытке порхающих над Узбекистаном, как мы начинаем тихо тосковать по шумным узбекским базарам. И вдруг я нашла что-то очень похожее в Техасе, где базарчики поразительно напоминали наши: небольшие ларьки, куда фермеры выкладывали собственную продукцию. Была там и хурма, и инжир, и сочные груши, и даже персики. Какой только не было там зелени! К ней в придачу еще и ярко- жёлтая молочная кукуруза, один в один – наша, будто сорванная в пригородном поле под Ташкентом. Приветливые мексиканки, зазывающие на свой товар, в белых платочках, тоже поразительно напоминали родных продавщиц «Ма-ла-ко!» с наших улиц.

Ничего этого в новом Остине я не нашла. Будто кто-то взял и вытер резиночкой тот прежний город, пленявший своим патриархальным флёром, аккуратненько расставив на его место стеклянные коробочки новых высоток: тридцать этажей, сорок этажей, а то и все пятьдесят. Только несколько прежних особнячков с самой-пресамой фильдеперсово-кружевной отделкой, уцелело.

Как они успели?

И вот мы уже в одном их новых зданий, в мэрии, в ожидании встречи. Позже я попробую сделать отдельную статью, где будет больше визуального материала –  о потолках, стремящихся в небо. А пока – только два слова об эстетике места. В соответствии с нынешними архитектурными традициями, мы выкладываем потолки либо ДСП, либо фанерными перекрытиями. Бывает, что и натуральной доской.В Америке в новых зданиях, особенно в холлах и в офисах потолки перестали прикрывать отделочным материалом. Простота и, в то же время, изысканность новых потолков – в их отсутствии. Но самое красивое решение я увидела именно в Остине, в здании мэрии.  Не только в потолке, стенах, но и во многих других деталях прослеживалось стремление музыкального городка уходить от официоза.  Под холмистыми изгибами крыши мэрии вызывает удивление природная красота маленьких скульптур. 

Из выступления Стива Адлера, мэра города г. Остин

«Мое детство прошло в Вашингтоне, юность – в Нью Йорке. Когда люди живут в таких городах, кажется естественным, что весь мир крутится именно вокруг этих мест. Кстати, родом я из творческой семьи. Мой отец был музыкальным обозревателем и редактором CBS news. Можно сказать, я вырос около телевизионного монтажного стола. Когда же дело дошло до совершенствования юридического образования, я оказался в Остине, поскольку обучение здесь было относительно недорогим и доступным. К тому же я еще и получил университетскую стипендию. А когда я приехал и пожил здесь, я влюбился в этот доброжелательный необыкновенно и музыкальный город. Особенно по вечерам, в выходные дни он наполняется такой заразительной музыкой! Живая и неповторимая мелодия звучит буквально на каждом углу. И здесь я остался. Когда я приехал в Остин, он был 42-м городом Америки, а сегодня это 11-й город страны. Если Вы сравните фотографии Вашингтона или Нью Йорка 20-летней давности – не так уже сильно они поменялись. А вот Остин изменился разительно. По темпам роста городов США он стоит на первом месте, и все это происходит благодаря удачному сочетанию технических и культурных начал.  

Для того, чтобы город развивался, нужно создавать тёплую атмосферу, особую среду, и она должна быть адресована людям, ведь люди – самый главный капитал этого города. Нужна такая среда, чтобы люди были готовы взять на себя риски. Притом, они могут оказаться неудачными в своём первом начинании, но они должны иметь возможность извлечь из этого урок, а затем попробовать сделать новую попытку. Хорошее развитие происходит в городе, где люди защищены.  

На единицу населения в Остине больше стартапов, чем где бы то ни было в Америке. 

Для этого нужно как бы постоянно «подогревать» город, создавая условия для новых стартов. Вот тогда и появятся такие граждане, которые готовы взять на себя риски. А если набирается «критическая масса» людей, готовых к таким начинаниям, они будут искать и будут находить ресурсы. Мэрия Остина даже заказала партию подарочных маечек для стартаперов.  «Сейчас в Техас потянулись из самых разных мест. Немало компаний переезжает сюда из Калифорнии (например, Тойота), переезжают они из Бостона, из Вашингтона, из Нью-Йорка. Я встречаюсь с этими людьми, беседую. И они признают, что, к удивлению, здесь, в Остине, даже своих конкурентов люди встречают доброжелательно» (из речи С. Адлера) 

Вот оно! Именно в этой точке, пожалуй, самое главное наше сходство: ведь закон гостеприимства для узбекистанцев превыше законов рынка, законов менеджмента и даже законов конкуренции. Закон гостеприимства стоит на самом первом месте. Стив Адлер продолжал: «Особенность города – его многообразие, и мы стараемся это многообразие сохранять. Посмотрите-ка, даже природа была к нам благосклонна. Последний ураган «Харви» буквально подступился к городу, а потом он повернул в сторону Хьюстона. Там такие пережили катаклизмы. За 48 часов мы инициировали компанию “Welcome Kids” и организовали шелтер для детей Хьюстона».

Аудитория одобрительно зашумела.  И тут ему вопрос: «Скажите, а как у вас с гендерным равенством?” Не такой уж это оказался простой вопрос даже для мэра передового американского города. Стив Адлер рассказал, что недавно в мэрии собрались представители уважаемых IT компаний. Оказалось, в комнате сидели одни мужчины. Когда мэр задал участникам вопрос: «Почему же среди владельцев местных IT компаний не оказалось женщин?», ему ответили, что женщины сами того не хотят, и, вероятно, для женщин это слишком уж сложная сфера. В тот же время, мэр вспомнил свежий пример из жизни семьи. Самая младшая из трех его дочерей – ей недавно исполнилось 26 лет – инициировала свой первый стартап. Все пошло настолько удачно, что она уже успела успешно его продать. То была именно IT компания. Оказалось, что более 20 из 25 служащих  – женщины. А когда сэр Адлер спросил дочь: «Но почему же в твоей компании почти все специалисты – женщины?», – получил ответ, что настойчивый поиск квалифицированных, добросовестных и подготовленных работников в IT технологиях показал: таковых легче найти среди женщин, чем среди мужчин. Вот такой непростой вопрос, и такой же большой разброс оценках.

Оказалось, в последних выборах остинцы голосовали за республиканцев, хотя большинство техасцев голосуют за демократов. Цвет у республиканцев – синий, а у демократов – красный, и потому остинцы самоиронично говорят о себе: «Веточка смородинки в томатном супе».

Социальные и экологические подходы городского планирования 

Мэрия очень гордится муниципальным бассейном. Бассейн принадлежит городу, имеет разумные расценки и даже бесплатные абонементы для малоимущих семей.  Вода поступает в бассейн из подземных источников, то есть это практически родниковая вода. Мэрии пришлось истратить довольно большие деньги для того, чтобы скупить землю вокруг бассейна. Но сделано это было не для того, чтобы строить вокруг него новые здания, но только с тою целью, чтобы сохранить этот бассейн в чистоте.Есть и вызовы: малоимущие, нуждающиеся, их тоже немало. В городе – 40 тысяч вакантных рабочих мест, но еще больше безработных, которые находятся в поиске работы.  Так что вопрос о создании рабочих мест для работников средней квалификации стоит довольно остро. Не говоря о тех бездомных (свыше двух тысяч), среди которых были даже ветераны войны. Мишель Обама инициировала компанию: «Дом для ветеранов», и теперь у них есть крыша над головой. Вопросы о том, как расставить приоритеты, решаются коллегиально.  В городской совет (City council), входит 11 человек и более 40 тысяч участвуют в on-line обсуждении актуальных проблем города. А на прощание мы задали господину мэру вопрос о городах-побратимах.  Оказалось, у Остина целых 12 побратимов, но среди них нет ни одного в Центральной Азии. Что ж тут скрывать, с таким динамичным городком хочется побрататься. Как знать, может быть следующий побратим Остина найдется на нашей стороне?  

Динара Казимова 17.10.2017

2017.10.26