Узбекистан на Великом шелковом пути

“Дни словацкого кино” пройдут в Ташкенте

С 18 по 20 ноября 2016 года  в ташкентском  Дворце кино А.Навои (бывший “Панорамный”),  состоится  демонстрация фильмов программы “Дни словацкого кино”,  организованных в рамках текущего председательства в Совете Европейского Союза – Словацкой Республики посольством этой страны  в сотрудничестве с Национальным агентством “Узбеккино”

Вход на все показы бесплатный.

День 1. Пятница 18 ноября 2016 года в 18.30Я люблю, ты любишь (1980)Режиссер: Душан ХАНАК, главные актеры: Роман Клосовски, Ива Янжурова, Милан ЕличКраткое содержание: Трагикомический фильм о людях с периферии общества, которых режиссер Душан Ханак изображает с чутким пониманием и без всякой романтики. Это также объясняет, почему фильм, как и предыдущие работы Ханака – “322” и “Картины старого мира” пролежали на полке до 1988 года. В фильме блестяще сыграли чешская актриса Ива Янжурова, польский актер Роман Клосовски и сербский актер Милан Елич. В 1989 году фильм получил «Серебряного Медведя» за лучшую режиссуру на Берлинском МКФ.

День 2. Суббота 19 ноября 2016 года в 17.00Боксер и смерть (1962)Режиссер: Петер СОЛАН, главные актеры: Штефан Квиетик, Манфред Круг, Эдвин Мариан, Валентина ТиеловаКраткое содержание: Начальник концлагеря Крафт узнает, что заключенный Коминек является бывшим профессиональным боксером. Через ночь, заключенный стал партнером Крафта по тренировке и вопреки его желанию был повышен его особый статус в лагере. Его гнев по поводу смерти своего друга и сокамерника приводит к открытому протесту. Фильм раскрывает новый взгляд на деградацию человека во времена фашизма, трагическую историю одного человека, чей единственный шанс выжить – это принять правила неравной игры.

День 3. Воскресенье 20 ноября 2016 года в 17.00Тропинка через Дунай (1989)Режиссер: Милослав ЛУТЕР, главные актеры: Роман Лукнар, Владимир Хайду, Эва ГоркаКраткое содержание: Трагическая история о судьбе двух молодых друзей после военного времени, когда на территории Чехословакии образовалось так называемое словацкое государство и Протекторат Богемии и Моравии после 1939 года. Словацкий парень, Виктор Леса, регулярно стоит на посту на железнодорожной станции в приграничном городе Луденбург (Бржецлав). С присущей молодежи импульсивностью, он неправильно направляет важный груз. После того, как гестапо обвинило его в саботаже, он вынужден бежать через границу вместе со своим чешским коллегой – почтовым служащим, евреем, Францом Тихачеком.

История словацкого фильма или словацкого национального кино существует в Центрально-Европейском контексте не очень долго. В самом начале своей истории, словацкий фильм служил организационной, профессиональной и технической базой для других стран, прежде всего Чехии и Германии. Позже, когда в 1918-1939 и 1945-1992 Словакия была частью Чехословакии, словацкий фильм во многом воспринимался как часть Чехословацкого кино. Его эмансипация была постепенной.  Первый словацкий полнометражный фильм “Яношик” был снят Ярославом Сиакелом в 1921 году. Благодаря этому фильму словацкое кино оказалось в первой десятке в мире по созданию такого рода фильмов. 

По данным опроса киноспециалистов в 1990-х годах, пять из десяти лучших словацких фильмов были сняты в 1960-х годах. Значимой работой этого времени был  “Боксер и смерть” Петра Солана (“Boxer a smrť”, 1962). Это был фильм из серии чехословацких фильмов 1960-х, обратившийся к моральным дилеммам обычных людей, живших в годы Второй Мировой Войны и призывающий зрителей пересмотреть свои взгляды на войну.

В 1980-е годы в Словакии происходил, пожалуй, самый успешный съемочный период, и признанные режиссеры 1960-х годов, умевшие создавать только короткометражные фильмы (Юрай Якубиско) или только эпизодические детали (Душан Ханак), вернулись с важными и зрелыми работами. Основные моменты этого периода включают в себя фильмы Душана Ханака “Я люблю, ты любишь” (“Ja milujem, ty miluješ”, 1989), «Тысячелетняя пчела» режиссера Якубиска (“Tisícročná včela”, 1983) и другие.

Словацкое кино охватывает различные темы и стили, характерные для европейского кино. Но есть определенное количество повторяющихся тем, которые заметны в большинстве словацких значимых киноработ. Это тема сельской местности, народных традиций и карнавала. Количество комедий, приключенческих фильмов, мюзиклов, научно-фантастических фильмов и схожих жанров меньше по сравнению с количеством драм и исторических фильмов, которые иллюстрируют свое взгляд на события, произошедшие за 10-20 лет до выпуска фильма. Одним из них является фильм Яна Кадара и Эльмара Клоса “Магазин на главной улице” (“Obchod na korze”, 1965), принесший кинематографу Словакии первый “Оскар” – премию Американской академии кинематографических искусств и наук. В последнее время тематика словацких фильмов в основном современная.

Около 350 словацких художественных фильмов были сделаны в истории словацкого кино. Было выпущено несколько заметных кинематографических произведений, которые были хорошо восприняты критиками, а также несколько отечественных блокбастеров. В последние годы словацкие фильмы создаются (полностью или частично) с зарубежными производственными компаниями. Особенно распространены совместные словацко-чешские кинопроекты.

Более детальную информацию о словацком кино можно найти на следующих сайтах: www.sfu.sk, www.culture.gov.sk, www.mzv.sk, www.asfk.sk, www.eu2016sk, www.sacr.sk . 

Подготовил и разместил волонтер МЖОФ Шарк Аёли Сергей Савчук-Курбанов

2016.11.11