Узбекистан на Великом шелковом пути

Чем Самарканд удивит Лувр?

 На осень 2022 года Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана запланирована организация выставки «Великолепие Центральной Азии. На караванных путях Узбекистана» в музее Лувр в Париже.
   В экспозиции планируется представить уникальные археологические и музейные раритеты нашей страны, среди которых достойное место займет историческое наследие Самарканда. В настоящее время в древнем городе в самаркандском филиале Национального археологического центра Академии наук Узбекистана ведется кропотливая работа по реставрации деревянных обугленных панелей, обнаруженных в городище Кафиркала в Самарканде. Раритеты датируются VII-VIII веками н.э. и как произведение искусства имеют мировое значение.

  

 – В ходе многолетних археологических раскопок и научного анализа ученые установили, что Кафиркала являлась загородной резиденцией самаркандских правителей эпохи раннего средневековья, – говорит заведующая реставрационным отделом самаркандского филиала Национального археологического центра АН Узбекистана Марина Реутова. – Одним из важных итогов работ на городище стало почти полное вскрытие цитадели. Раскопки показали, что постройки относятся к зданиям дворцово-айванной системы. Внутренние части сооружений были богато украшены деревянной резьбой, а стены покрыты разноцветной живописью сюжетного характера. Однако, цитадель была разрушена по причине страшного пожара, случившегося здесь, как предполагают ученые, где-то в промежутке между 712 и 738 годами.     

В процессе вскрытия одного из центральных помещений в северной части цитадели была обнаружена сенсационная находка – панно и ряд других декоративных элементов из резного обугленного дерева, которые датируется учеными VII-VIII веками. Уникальное открытие получило большой резонанс в научном сообществе. Это очень крупные по своим размерам предметы – панно, арка и одна доска. Находка уникальна своими размерами, сюжетной композицией и довольно хорошей степенью сохранности. Мировая наука и искусство обогатилась поистине великолепным шедевром художественного наследия, который открыл новую страницу в истории среднеазиатского изобразительного искусства.

    – Сюжеты, изображенные резьбой по дереву, имеют религиозный характер и относятся к периоду культа зороастризма – продолжила М. Реутова. – Панно разделено на четыре яруса. Центральную часть двух верхних регистров занимает фигура женского божества – богини плодородия и материнства Наны-Анахиты, которая особо почиталась в древнем Иране, Хорезме и Согде, Это прекрасная женщина, одетая в царскую одежду, восседает на престоле в виде лежащего льва. Вокруг ее головы священный нимб. С правой и левой стороны в четырех регистрах к ней идут люди, одетые в согдийской одежде. Они несут ей дары – разнообразные сосуды, подносы, а также священные переносные алтари. В третьем регистре изображены музыканты. У них в руках арфы, лютня, рожок и круг с бубенцами. В нижнем, четвертом ряду, изображены стоящие коленопреклонённо фигуры. Предположительно, композиция отражает торжества по случаю праздника Навруз.     Арка сохранилась частично. Большая часть ее левой стороны практически утрачена. В центре также изображена богиня Нана, но здесь у нее четыре руки. Одна пара рук держит на поднятых вровень с головой ладонях символы солнца и луны. У другой пары рук левая придерживает на колене складки одежды, а правая, поднятая на уровне груди, держит жезл. Вокруг головы божества изображен нимб с языками пламени. Нана изображена на троне, в основании которого сидят два льва. По обе стороны к богине идут дароносцы, держащие в руках различные предметы.     Как предполагают ученые, помещение, в котором была сделана эта находка, являлось небольшим тронным залом правителя Согда. Панно украшало стену, находящуюся напротив возвышения с троном. Арка и доска обрамляли внутреннюю часть входа. Эти предметы изобразительного искусства имеют довольно хорошую степень сохранности, чему, как ни парадоксально, способствовал пожар. Рухнувшие перекрытия кровли и части стен как бы законсервировали фрагменты дерева, которые в таком состоянии пролежали века. Но даже спустя столетия на обугленных панелях отчетливо прослеживаются сюжеты и высочайшее мастерство творцов прошлого.
    В настоящее время в самаркандском филиале Национального археологического центра АН Узбекистана ведется реставрация уникальных находок, в котором также участвуют специалисты из Франции. А осенью, наряду с фрагментами керамики Афросиаба и гранитным камнем эпохи палеолита с петроглифами, шедевры Кафиркалы займут место на выставке в Лувре. Это будет «самаркандский отдел» экспозиции, на которой будут широко представлены и другие раритеты с Узбекистана.

НАШ ТЕЛЕГРАММ – КАНАЛ:  https://t.me/samturinfo

INSTAGRAM: https://www.instagram.com/samturinfo.uz/

        FВ:https://www.facebook.com/samturinfo

Источник: https://samtur.uz/no/1690-chem-samarkand-udivit-luvr.html?fbclid=IwAR1EYMwE-VQET7xmph1tKCJYkKQO8xhrlUE52hCOTucmehmW2pkT3NhBd7Q

2022.02.26