Узбекистан на Великом шелковом пути

Чудо дечанских фресок

Монастырь Высокие Дечаны – главный сербский православный храм на территории Косово, находящийся под защитой UNESCO. Это истинный шедевр европейской архитектуры первой половины XIV столетия, ярчайший пример сочетания византийского, романского и готического стилей в архитектуре. Ничего подобного в мире больше нет. Внутренние стены храма покрыты фресками XIV столетия, составляющими единый и крупнейший сохранившийся в мире ансамбль поздневизантийской живописи….

…О чуде дечанских фресок широкая общественность узнала в 1964 г., когда студент югославской Академии живописи Александр Паунович с помощью телеобъектива сделал фотоснимки изображений монастыря, в том числе и фресок «Распятие» и «Воскресение» Христа. То, что раньше не удавалось рассмотреть в подробностях, так как фрески находятся на высоте пятнадцати метров, стало доступным невооружённому глазу.
Журнал «Свет» поместил на своих страницах ряд фоторепродукций и сопроводил их странными заголовками: «Космические корабли на дечанском распятии?», «Спутники на наших фресках», «Неужели древние иконописцы рисовали космические корабли в Дечанах?»


«Кораблей» на фресках два, оба летят друг за другом. В первом сидит человек без ангельского ореола. Одной рукой он держится за невидимый «рычаг управления» и оглядывается назад. Создается впечатление, что «космонавт» следит за полетом следующего за ним товарища.

В заднем «корабле» находится аналогичный персонаж, также не похожий на традиционного ангела. Он тоже одной рукой держится за «систему управления».

Центр композиции панно — фигура распятого Иисуса.

Странно выглядит и фреска «Воскресение Христово», находящаяся под «Распятием»:
Журнал поясняет: «В момент воскресения Мессия словно находится в ракете, которая еще не тронулась». Действительно, сходство с контуром ракетного корабля полное, если добавить, что в верхней части «корабля» изображены два крыла стабилизатора. Христос правой рукой с усилием увлекает с собой в «корабль» для путешествия в «царство небесное» одного из находящихся на Земле людей.»

Распятие

Фреска “Распятие Христа”

Воскресение

Фреска “Воскресение”

фреска

Дечанские монахи, когда специалисты обратились к ним за разъяснениями по поводу рисунков «кораблей», ответили, что это, видимо, изображения солнца и луны, поскольку, согласно легенде Нового завета, когда Христос был распят, произошло якобы затмение солнца.

Суть проблемы здесь в том, что к таким изображениям подходят с современными аналогиями, видя в них инопланетян и НЛО.

Но в данном случае можно говорить о проникновении тайных, гораздо более древних изображений, скопированных художниками на фрески Дечанского монастыря.


До XIV века изображение ангелов на иконах было отличным от сегодняшнего. В средневековье на одном из папских советов его канонизировали до современного.

Тем и интересны фрески в Дечане, что на них сохранилось отражение мировоззренческих представлений художников средневековья.

Писатель, философ и богослов Варлаам в XIV веке писал о единстве человеческого знания у христиан и язычников, а византийское искусство представляло собой в те времена слияние греческих, римских и восточных стилей.


Расшифровать тайны фресок может символизм древнего искусства. На фресках Дечанского храма изображены символы, используемые за две тысячи лет до Рождества Христова.

На фреске «Распятие» – это символы могущественной триады богов месопотамской мифологии: Сина, Шамаша и Инанны . Соответственно, символы Луны, Солнца и Венеры.

Вавилонский  царь  представляет  дочь  богине

Вавилонский царь представляет дочь богине

Символы  Венеры, Луны  и  Солнца

Символы Венеры, Луны и Солнца на стеле

Эта шумерская триада богов заняла в свое время важное место в вавилонском пантеоне. В Вавилоне первое место отводилось богу Солнца. Ежедневной победе восходящего солнца над тьмой ночи соответствовала ежегодная победа весеннего солнца, которое после мрачных зимних месяцев шлет на землю свой сияющий свет.

Ассирийский  бог Солнца

Ассирийский Бог Солнца

Крылатое солнечное божество и Древо Жизни

Крылатый бог Солнца и Древо Жизни у шумеров

Ассирийский  царь  указывает на  символ бога Солнца

Нинурт, в шумерском мифотворчестве бог-герой, сын грозного бога Энлиля, указывает на символ Венеры. Символ бога Солнца следует за символом Луны. На груди Нинурта симол солнечного божества в центре.

Набонид, царь Вавилона

Набонид, царь Вавилона и символы божественной триады

Более того, вавилонские жрецы создали своеобразное монотеистическое учение. Cогласно этому учению, существовал только один бог Солнца, все остальные боги — это лишь разные его проявления. Но попытка введения монотеизма не удалась из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежних богов продолжали почитать. Шумеры почитали Инанну, богиню плодородия. В вавилонскую эпоху ее стали называть Иштар. Вечерняя звезда — символ ее как богини-матери, богини роскошно цветущего плодородия и чувственной любви. В виде утренней звезды, предвестницы ясного дня, ее представляли великой и святой богиней, воинственной дочерью неба. Триады встречаются у многих народов, в христианстве учение о троице появилось спустя 300 лет после смерти Христа.

На фреске «Распятие» в Дечанском храме ангелы сопровождают богов Солнца, Луны и Венеры, изображенных в соответствии с древними символами. Славяне называли Солнце “ликом Божьим” и “небесным оком”. Согласно апокрифам Солнце выносится на восходе ангелами, а ночью переносится с запада на восток святыми.
В Откровении св. Иоанна по поводу Утренней Звезды, – Венеры сообщает сам Христос: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь… звезда светлая и утренняя».” Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками <…> и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28).
Обетование Утренней звезды – это обетование самого Христа.

На фреске «Воскресение Христово» Спасителю святые передают образы Дня и Ночи, которые в средневековой системе миросозерцания воспринимаются как символы всего сущего, образы жизни и смерти. День – символ Святой Троицы и света, а свет в средневековье – символ Бога.
Остается только добавить, что сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей. Утренней Звездой, появляющейся на рассветном небе раньше Солнца, в Византийской церковной поэзии VI-VII вв. именовали святую деву Марию – Матерь Иисуса Христа («Акафист Богородице»).

Драконы  Мардука

Драконы Мардука ( вавилонского бога Солнца) в рельефе храма.
Дракон – символ Мардука.

Подробнее в публикации: Символы на загадочных фресках// https://galeneastro.livejournal.com/63654.html , 2012.10.04 ,

2021.04.12