Узбекистан на Великом шелковом пути

«Стратегия прогресса реставрации»

– была выработана на прошедшей в столице Узбекистана Ташкенте Международной конференции «Проблемы реставрации историко-культурного наследия в Центрально-азиатском регионе. Основная стратегия развития», что и нашло отражение в подписанном участниками итоговом документе.

Научный форум реставраторов, археологов, историков, состоявшийся 25-27 ноября 2005 года в Международном Караван-сарае культуры Икуо Хираямы был организован данным учреждением при участии Академии художеств Узбекистана представительства ЮНЕСКО в нашей стране, Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана.

Перед началом заседаний конференции состоялось возложение цветов к памятнику Алишера Навои.

На церемонии открытия форума его участников приветствовали г лава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане, Региональный советник по вопросам культуры М.Барри Лейн,а также представители руководства Фонда «Форум Культуры и Искусства Узбекистана», Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан и Академии художеств Узбекистана.

На конференции было представлено свыше 20 докладов сотрудников различных научно-исследовательских и реставрационных учреждений Болгарии, Греции, Египта, Ирландии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Украины и Франции.

Среди зачитанных сообщений, вызвали всеобщий интерес : «Вопросы финансовой поддержки реставрацион­ных мероприятий» Жоржа Гефтакиса (Греция, Афины),

«Дея­тельность Национального института наследия. Реставрационная практика в аспекте различ­ных музеев Франции» Патрисии Верже – реставратора монументальной живописи высшей категории Института Наследия (Франция, Париж),

«Проблемы реставрации и консер­вации на Украине» Кристофера Клеера – эксперта по вопросам сохранения культурного наследия Министерства Культуры Украины,

«Культурологические аспекты проблем сохранения и реставрации культурно-исторического наследия на современном этапе» Камолы Акиловой – главного ученого секретаря Академии Художеств Узбекистана,

«Инвентаризация национального архитектурного наследия» Эймара О’Коннора из Национального комитета по культурно-историческому наследию Ирландии ( Дублин)

В завершении работы конференции участники подписали итоговый документ и посетили новый Центр реставрации Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана.

В заключительный день гости познакомились с культурным наследием, памятниками и достопримечательностями Самарканда, а накануне форума в рамках культурной программы осуществили экскурсию по Ташкенту.

Наряду с этим, в залах Караван-сарая открылась выставка «Керамика стран Шелкового пути», экспозиция фотографий, посвященных работе реставраторов и копий декора средневековых архитектурных сооружений.

В итоговом документе конференции , в частности отмечается, что только с помощью хорошо налаженного взаимодействия в сфере реставрации произведений искусства и архитектуры, на основе культурной интеграции стран Центральной Азии, можно решить задачи сохранения для будущих поколений культурного наследия, национальной самобытности, развития уникальных многовековых традиций художественной культуры региона. И с этой целью необходимо привлечь и использовать мировой опыт в области реставрации движимых объектов культурно-исторического наследия, представляющий высокоразвитую и постоянно обновляющуюся сферу научных изысканий, с использованием современных методов и технологий.

Участники конференции выразили единодушное мнение о необходимости создания Центральноазиатского центра реставрации историко-культурного наследия именно в Ташкенте – на базе Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, в уже обустроенном для этих целей здании, его действующих лабораториях и мастерских.

Оно было обосновано с учетом различных имеющихся факторов и тем, что в системе Академии художеств Узбекистана – в Караван-сарае культуры Икуо Хираямы занимаются археологическими исследованиями и реставрационными работами в сотрудничестве с японские учеными – по их методике, в Национальном институте художеств и дизайна им.Камоледдина Бехзода и Республиканском художественном колледже (с 1994 г .) уже создана налаженная система профессионального образования и подготовки кадров в этой сфере деятельности (по живописи, графике, прикладному искусству, керамике, архитектурном декоре) и реставрации, а также имеется практика по изготовлению ими копий средневековых облицовочных материалов.

«В сферу деятельности Центра намечено включить :

подготовку и организацию экспертных групп специалистов, которые будут заниматься анализом состояния музейных коллекций стран региона, с целью формирования банка данных о произведениях искусства, нуждающихся в реставрации и консервации; проведение международных конференций по реставрации, практических семинаров, мастер-классов, коллоквиумов на базе различных музеев региона» – отметил Турсунали Кузиев, председатель Академии художеств Узбекистана.

Участники конференции единодушно поддержали идею создания Международного регионального центра реставрации именно в Ташкенте и выразили пожелание:

создать вебсайт Центра с информацией о его деятельности и проводимых мероприятиях, чтобы все специалисты региона и других стран мира имели возможность своевременно получать все необходимые им сведения и узнавать новости в области реставрации.

«Несмотря на трудности, связанные с проведением столь масштабной конференции, организаторы успешно их преодолели и получили положительный и даже неожиданный результат. – заметил в ходе беседы Константинос Политис, директор международной неправительственной организации «Реставра­оры без границ» (Турция, Стамбул), прочитавший доклад «Деятельность организации «Реставраторы без границ» в аспекте Центральной Азии». – Поскольку, удалось собрать множество специалистов не только в области реставрации, но и археологов, а также ученых, занимающихся другими науками. За счет хорошей координации усилий и слаженной работы организаторов смогли приехать все приглашенные.

Важными итогами конференции стало то, что удалось собрать столько профессионалов для обмена их бесценным опытом, и то, что все ее участники выразили свое согласие на создание регионального центра реставрации в Ташкенте. Но для его нормального функционирования и реализации намеченных проектов следует также учесть возможность привлечения потенциальных спонсоров.

Кроме того, если последнее время нам зачастую приходится слышать в Европе о консерватизме местных представителей, то теперь, находясь длительное время в Узбекистане, мы воочию убедились в достаточном либерализме происходящего в стране, а также традиционном гостеприимстве и дружелюбии народа».

Абдугани Абдураззаков, заслуженный деятель науки РУ, доктор исторических наук, профессор и зав. кафедрой «Реставрации исторических памятников» Национального Института художеств и дизайна имени К.Бехзода. (Узбекистан, Ташкент):

«Подводя итоги реставрационных работ, проведенных на памятниках в Узбекистане, я отметил, пока существующие проблемы, в данной отрасли науки. Для ускорения развития реставрационного процесса и скорейшего внедрения в него новых технологий предлагается улучшить координацию сотрудничества и объединить усилия научных, музейных и иных организаций и спонсоров, заинтересованных в решении задач сохранения культурного наследия.

Кроме того, следует обратить особое внимание на улучшение качества реставрационных работ в архитектурных декорах и сближение составов облицовочных материалов с оригиналами.

В сохранении и реставрации предметов, находимых при раскопках уже достигнуты определенные успехи , но во многом все еще остаются не решенными вопросы это сохранения археологических памятников и их музеефикации. Они постоянно подвергаются разрушению под влиянием непогоды. В результате мы теряем очень ценные исторические источники, которые заслуживают включения в маршруты для посещения как уникальные объекты международного туризма, путем превращения их в музеи под открытым небом. На решении этой проблемы я хотел бы заострить внимание специалистов.

Наталья Ковалева, ГосНИИР, реставратор монументальной живописи высшей категории (Россия, Москва): « В своем «Сообщении о функциях и устройстве ГосНИИР», т.е. Государственного научно-исследовательского Института реставрации я также рассказала о новых открытиях, связанных с работой с материалами из Варахши (загородного дворца раннесредневековых правителей Бухары). В процессе их консервации удалось выстроить периодичность в смене декора его интерьеров.

В частности на основе исследования и реставрации настенных росписей парадных залов. Выявлен новый, более ранний этап росписей Красного зала. Мы пока не знаем характер и сюжет данной живописи, но обнаруженная в стенах выемка под нижнюю рельефную панель, которую до этого не замечали, позволяет сдвинуть все обнаруженные живописные ярусы несколько вверх. Поэтому, меняется полностью и интерьер.

Таким образом, теперь мы имеем основания полагать, что первоначальный декор, видимо, был терракотовый. Причем, он встречается в нескольких помещениях Варахши.

Сюжеты опубликованы у В.Шишкина: – это круги, женщины с поднятыми руками и т.п. Панно с резным ганчем относятся к самому позднему периоду. Причем, терракотовые круги перекрывали панно с виноградными лозами, которые изготовлялись в нескольких вариантах: – с более глубокой или плоской резьбой, либо выполненные в технике тиснения.

Таким образом, установлено, что перед известными сценами царской охоты (самыми поздними) были еще две росписи, синхронные росписям Восточного зала. Сложилось впечатление, что росписи и сюжеты в парадных залах обновлялись достаточно часто. Т.е. были очень небольшие промежутки между их сменой.

Методы их реставрации, разработанные в нашем институте постоянно совершенствуются. Как показала практика, лучше других себя зарекомендовал БМК-5 (Сополимер Бутил метакрилат с метакриловой кислотой), в сочетании с различными модифицируемыми компонентами. Он менее других химических веществ, используемых при реставрации, влияет на изменение структуры красок и основы древних и средневековых произведений искусства (настенных росписей и скульптуры), обладая прекрасными консервирующими свойствами.

Кстати, один из участников конференции стажировался в этом направлении в лаборатории нашего института около 25 лет назад».

– Да, действительно, тогда под вашим руководством и патронажем господина Бурого, бывшего тогда зав.лабораторией реставрации лессовой живописи Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Реставрации в Москве, я получил хорошую практику по реставрации фрагментов античных настенных росписей дворца Топрак-калы ( Хорезм, Узбекистан), а затем закрепил ее при расчистке и консервации росписей интерьеров знаменитого мавзолея Султана Санджара (12 в. Старый Мерв. Туркмения). Тот бесценный опыт всегда помогал мне в последующем в ходе моих археологических раскопок на разных памятниках в странах Центральной Азии, – отметил Сергей Савчук-Курбанов.

Илья Асенов, реставратор живописи (Болгария, София):

« В своем «Сообщении по проекту в Государственном музее искусств им. И. В. Савицкого», я представил последние результаты работ реставраторов, по возрождению десятков картин из его фондов. Я занимаюсь этим уже два года в Нукусе. Но еще многие из них нуждаются в восстановлении. Наше сотрудничество с сотрудниками музея стало своеобразным мастер-классом по передаче передового опыта реставрации.

Надеюсь, мы продолжим участие в этом пятилетнем проекте, в случае его спонсорской поддержки. Я работал во многих странах, но проект в Узбекистане представляется для меня одним из самых интересных. Хотя бы потому, что здесь находится поистине бесценная и замечательная коллекция произведений искусства, собранная И.Савицким. У нас сложилось очень хорошее сотрудничество с сотрудниками и дирекцией музея, а это, исходя из практики, случается не так часто».

Жейлан Аббас Абдель Азиз, атташе посольства Арабской Республики Египет в Узбекистане – прочитала великолепный доклад из опыта реставрации – «Памятники древней архитектуры Египта». Она рассказала, как благодаря объединенным усилиям мирового сообщества, были спасены уникальные сооружения и скульптуры фараонов храма Абу-Симбел.

«Вопросы, обсуждавшиеся на конференции весьма актуальны. – подчеркнул ведущий специалист Института археологии Российской Академии Наук Виктор Пилипко, выступивший с докладом «Росписи старой Нисы. Сохранение и изучение». – К примеру, на городище Старая Ниса (под Ашгабатом), бывшей царской крепостью парфянской династии около двух тысяч лет назад мы провели значительные работы по музеефикации этого уникального памятника археологии.

После расчистки раскопанных сооружений от отвалов земли и консервации некоторых участков, многие из них предстали перед туристами в очень впечатляющем виде. В результате сложилось иное, чем раньше, более доверительное и уважительное психологическое отношение туристов к памятнику.

Теперь они, особенно дети, не карабкаются, как раньше, по стенам и не вытаптывают их, а прогуливаются по полам, взирая на античные сооружения древней крепости, как и положено – снизу вверх. При этом, они получили более наглядную возможность ощутить дух той эпохи и переместиться, как на машине времени, на 20 столетий вглубь веков.

И там есть что посмотреть: помимо крепостных сооружений это квадратное Башенное сооружение с обходными коридорами в центральном комплексе имело на углах малые башни. Одна из них сохранилась на высоту до 4-х метров. Данный центральный комплекс монументальных сооружений, включал Круглый и Квадратный залы, стены которых украшали скульптуры, размещавшиеся в нишах верхнего яруса.

Кроме того, два парадных двора с портиками в Северном и Восточном сооружениях центрального комплекса. И они не имеют, примыкающих к ним жилых помещений.

Поэтому, было бы неправомочно интерпретировать их как дворцовые, как считают некоторые специалисты. Вообще, интерпретация функционального назначения сооружений и прилегающих к ним построек до их полных раскопок, получения и анализа полного комплекса материалов, как показывает практика, часто бывает ошибочным и считается занятием неблагодарным. Поэтому, в ходе исследований, до их завершения логичнее придерживаться нейтральных суждений и названий.

Наряду с монументальными архитектурными сооружениями на этом городище обнаружено множество произведений искусства (знаменитые ритоны из слоновой кости и т.п.).

Особый интерес представляет, впервые обнаруженная в Северо-Восточной Парфии сюжетная роспись в завалах строительного мусора близ Башенного сооружения. Видимо она украшала его второй (разрушенный ныне) этаж. Наиболее полно представлен фриз с изображением битвы между двумя группами конных всадников. Помимо “батального полотна” обнаружены фрагменты с человеческими фигурами, принадлежащие другим сюжетам.

Росписи Старой Нисы, датируемые II в. до н.э. имеет важное значение для изучения изобразительного искусства не только Парфии, но и более обширного региона. Они представляют начальный этап приспособления греческого искусства для нужд правящих классов этого известного античного царства.

Предстоит значительная работа по подготовке к изданию “Каталога фрагментов настенных росписей Старой Нисы”. Публикация в нем всего накопленного материала предоставит возможность исследователям пользоваться этим новым и важным источником по древнему искусству Среднего Востока.

Сами батальные сцены интересны тем, что с помощью их изображения достигалась цель прославления царствующей династии.

Примечательная особенность, именно парфянской традиции, в передаче подобных сюжетов – это изображение поединков мужских персонажей без защитных доспехов и шлемов. Таким образом, нашло отражение в искусстве, существовавшей в древнем мире не только бравады, а определенных критериев мужской смелости. Когда сбрасывали доспехи и с открытой грудью шли на поединок. Этой особенностью отличались представители сако-парфянского или скифского (как их называют западные исследователи) мира. Есть и множество других интересных наблюдений и выводов.

И еще, хотелось бы выразить особую благодарность всем организаторам конференции за высокий уровень ее проведения и надежду на дальнейшее более тесное и плодотворное развитие сотрудничества».

Николаос Пагулатос, сотрудник Института оптических электронных исследований(Греция, Крит):

«В своем докладе «Оптические и спектральные исследования произведений искусства» я отметил, что использование специальной аппаратуры, соединенной с компьютерами, позволяет выявлять с помощью просвечивания в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах не только малейшие загрязнения и чужеродные следы на картинах, манускриптах и других произведениях искусства и предметах, но и исследовать закрашенные или утраченные более ранние следы росписей или удаленных, стертых надписей фиксировать и фотографировать их с целью дальнейшего полного восстановления всех наслоений. Мы готовы к сотрудничеству в этой области, с использованием наших технологий и оборудования».

(Сергей Савчук-Курбанов. Стратегия прогресса реставрации» //Бизнес-Вестник Востока, 01.12.2005, №48(722), с.27 (полоса)

Опубликовано: http://caravanserai.uz/conf.html , 01.12.2005

2021.04.20