Узбекистан на Великом шелковом пути

Цитадель Амира Темура нужно возродить

Проблемы сохранения исторических фрагментов городской среды, прежде всего, связаны с их использованием в новых жизненных условиях. То, что остается за пределами жизни, подвергается постепенному распаду. Такое сегодня происходит с бывшей цитаделью Амира Темура. А ведь найденные в результате археологических раскопок фундаменты зданий цитадели могут активно включаться в среду современного центра при условии грамотного подхода. Более того, в соответствии с новыми структурами они могут обрести ценность не только “знаком” местности, но и эстетическую.

Археологический ансамбль цитадели Амира Темура может способствовать оживлению городского центра, т.е. непосредственно активно включиться в историко-градостроительную среду, став крупным туристическим узлом города. Здесь может возникнуть множество идей по возрождению цитадели.

Однако при вовлечении исторической застройки в современную жизнь необходимо обязательное соответствие функциональных требований с ее структурой: между новой функцией и смысловыми значениями, сохраняемыми формами среды, не должны возникать диссонансы, нарушающие восприятие эстетических ценностей. Возрождение рядовой ткани исторической застройки города должна сохранить свой характер, воспоминания, легенды, которыми обрастает обжитое место. Если даже здесь нет привычного стереотипа – туристической достопримечательности, то ощущение подлинной истории могут создать все оставшиеся скромные фрагменты. Эти руины составляют закономерную часть историко-культурного наследия.

Мировой опыт возрождения

Интересен в этом смысле пример возрождения среды старого Тбилиси (конец 70-х начало 80-х годов). Научная реставрация фрагментов старой крепостной стены и части построек напоминает несколько театрализованные здания – макеты, которые не воспроизводят документально старые формы, но следуют образу старого Тбилиси (точнее его современному введению, прошедшему через призму романтической грузинской поэзии, живописи, театра). Вместе с материальными структурами образ наполнили функционально: учреждения культуры переплетались с мастерскими возрождаемых народных промыслов, сувенирными лавочками, ресторанами национальной кухни, имеющими индивидуальный облик. Целостная и образно насыщенная среда была высоко оценена общественностью.

Или античная Сердика – руины комплекса общественных зданий в Софии, примыкавших к главной улице города, – обрамлен корпусами гостиницы “Балкан”. Посреди обширного двора возвышается сохранившийся объем купольной ротонды конца IV-в., когда-то служившей мавзолеем, а в середине века превращенной в церковь св. Георгия. Вокруг – плиты мощения древней улицы, руины сооружений. Четко выделенный пространственно, этот археологический ансамбль открывается с одной из самых оживленных площадей современного города, т.е. непосредственно вошел в ее жизнь. Контакт старого и нового не только породил эстетические эффекты, ценность которых неоспорима, но и помог активизировать систему культурных центров центра Софии.

Профессор архитектурного дизайна Национального технического университета Афин Василис Ганиатсас на Международной конференции по проблемам сохранения и возрождения Самарканда в своей лекции рассказал о виртуальной реконструкции и подобных ею подходах. Его идеи исходят из метода и общей философии реконструкции, которая может привести к конкретному предложению только после тщательного рассмотрения имеющихся археологических исследований и документации.

Таких примеров и методов можно привести сколько угодно. В них четко реализован принцип сохранения старого при реконструкции центров исторических городов: не консервация как самоцель, не музейное хранение культурного достояния, а его активное включение в современную жизнедеятельность и культуру. Этот принцип определяется самой природой города, порожденного жизнью общества и его развитием. Осуществление этого принципа и делает возможным накопление тех культурных богатств, которыми обладают исторические города страны. Новое должно не разрушать старое, как это произошло с новым административным центром и цитаделью Амира Темура, а взаимодействовать с ним, делая это старое и вечно живым, и вечно новым. Необходимо решать современные задачи, опираясь на сложившуюся основу, максимально сохраняя и возрождая ее.

Археологическое выявление планировочной структуры крупного историко-градостроительного узла даст возможность восстановить композиционный, художественно-эстетический потенциал среды, даст возможность достичь социальные, идеологические, экономические и культурные цели, а также даст принять те или иные градостроительные решения.

Цитадель должна стать заповедной зоной

Во время недавней рабочей поездки в Самаркандскую область, Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев сообщил о превращении Самарканда в город-миллионник и поручил разработать генплан города. В соответствии с концепцией развития города административный центр Самаркандской области намечается перевести в поселок Гулобод. Такое решение дает возможность приступить к разработке концепции создания археологического заповедника на территории цитадели Амира Темура.

Хочу отметить, что созданию историко-культурного археологического заповедника способствуют следующие критерии:

  • исторически сформировавшийся историко-культурный ландшафт;
  • степень изученности объекта;
  • наличие комплекса археологических памятников и фрагментов среды, где ощущаются дух и магия города;
  • территориальная близость к основным памятникам исторического города.

Над концепцией создания археологического заповедника должна работать международная многопрофильная группа специалистов по сохранению наследия, археологи, градостроители, архитекторы, эксперты по туризму. Консультативный совет, назначенный для реализации проекта, будет способствовать координации с соответствующими органами и институтами планирования.

Создание историко-культурного археологического заповедника позволит выявить подлинный характер застройки цитадели Амира Темура, что важно для истории города и развития туризма.

В заключение хочу также напомнить, что объекты Всемирного наследия должны иметь охранные границы и буферные зоны, которые являются дополнительным уровнем защиты. Они должны предотвращать угрозы сохранению подлинности и целостности. Такими угрозами могут быть: строительство (новые высотные конструкции) рядом с историческими центрами, транспортные коммуникации, социально-экономические перемены, визуальное и эстетическое воздействие, топография.

Зоны визуального и эстетического воздействия требуют особого внимания, поскольку они содержат точки, с которых открывается панорама города, в которых ощущается дух города. Буферные зоны выявляют опасности и создают механизмы их снижения. К сожалению, в свое время, когда в 2001 году Самарканд вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, данные зоны были определены формально и сегодня это очевидно, а потому требуют срочных доработок специалистами.

Рахим АВАЗОВ,

кандидат архитектуры,

 доцент СамГАСИ, член ИКОМОС.

Фотографии Н. В. Богаевского

заимствованы

из “Туркестанского альбома”

(1871-1872).

источник: https://sv.zarnews.uz/okld , 21.04.2021

2021.04.26