Узбекистан на Великом шелковом пути

Карши

2700-летие Карши отмечалось под эгидой ЮНЕСКО в 2006 году.

Название города Карши, в переводе с монгольского языка, означающее – «замок», «дворец», «мавзолей», отражает последствия строительной деятельности Кепекхана (1318-1325), основавшего на этом месте свою резиденцию и административный центр. О боронительные стены вокруг города сооружены при Амире Темуре.

Истоки его формирования относят к городищу Ер-Курган (Никшапа – греч. Ксениппа) / VIII – VII в.до н.э. – VI в. н.э. / – в 9 км к северу от современного города. С V до начала IX в.н.э. столичный центр переместился и развивался на месте городища Калаи Захаки Марон (Нахшаб) с мощной фортификацией / II — I вв. до н.э./. С IX до начала XIII в. на Шуллюктепа (Насаф). Последующая его история уже связана с территорией Карши.

В годы правления Абдуллахана (1558-1598), под покровительством которого находился Карши, в городе построили много зданий, сохранившихся до наших дней. Среди них Медресе Абдуллахана (1590-91), медресе Боки-бия, другие здания общественного назначения. Особенно привлекательны: Кирпичный мост ( XVI – XX вв) на двенадцати устоях, пересекающий русло реки Кашкадарьи, Еще одно уникальное экологическое сооружение – Каршинская баня (1592/93). Средневековая баня, кроме своего основного гигиенического назначения, служила местом дружеского и делового обще­ния горожан.

Мечеть-намазгах Кок-Гумбаз (кон. XVI в.), Комплексы мавзолея Хусам Ата и Султана Мирхайдара ( XI – XVI вв), Медресе Клычбая (кон. XIX в), Ходжа Абдулазиза (нач. XX века) и Бекмира (1903) также имеют своеобразную архитектуру, способную привлечь внимание туристов изящностью форм и фактурой стен сложенных из жженого кирпича.

2021.03.13