Узбекистан на Великом шелковом пути

Хива

Хива – жемчужина Узбекистана, олицетворяет созидательный потенциал искусства зодчих нашего народа, это – чудо, воплотившее в себе вечность культурных и духовных традиций.

Хива, основанная 2500 лет назад, став достоянием не только нашей страны, навсегда останется ярчайшей жемчужиной сокровищницы общечеловеческой цивилизации.

Это единственный в регионе позднесредневековый город с полностью сохранившейся в едином ансамбле структурой и внутренней застройкой.

Каждый турист и путешественник, побывавший здесь, может ощутить атмосферу восточного города из сказок «Тысячи и одной ночи».

Комплексы внутреннего города – Ичан-кала ( XVIII – XIX вв) с


Куня-Арком («Старая крепость» – осн. 1686-88, XIX – нач. XX вв)
 – ее цитаделью с крепостными стенами, пороховым заводом, арсеналом, дворцом, судилищем, канцелярией, монетным двором (1806-25), мечетями – зимней и летней. Наиболее значительное из них сооружение Курныш-хана с тронным залом (1804-06), двором и двухколонным айваном с майоликовым декором (1825-42) и Дишанкала – наружный город.

Здесь сохранилось свыше двух десятков медресе, хотя, было гораздо больше:

В Ичан-кале находятся медресе Шергазихана () Мухаммед Амин-инак (1785), Кутлуг-Мурад-инак (1804—1812), Ходжам-бердыбий-Хурджум (заново перестроенное в 1834 г. на месте здания 1688 г.), Аллакулихана (1834/35), Араб-Мухаммеда ( 1838 г., на месте раннего здания 1616 г.), Ходжа-Мухаррама (1839), Муса-Тура (1841), Мухаммед-Рахим-хана (1871), Диван-биги (1871), Якуб-бай-Ходжа (1873), Дост-Алама (1882), Мазари-Шерифа(1882), Атаджан-бай (1884), Казы-Калян (1905), Матпана-бай (1905), Абдурасулбай (1906), Юсуп Ясаул-баки (1906), Ис­лам-Ходжа (1908—1910), в Дишан-кале имеется также медресе Палван-Кари (1905).

Возведение медресе почиталось богоугодным делом — на это выделяли большие средства ханы, высокопоставленные лица, купцы и баи. Но оно преследовало и практические цели — подготовку образованного мусульманского духовен­ства, а также лиц, предназначенных к административной дея­тельности в канцеляриях, судилищах и при дворе, искушенных в законоведении, владеющих литературным слогом и калли­графией. В хивинских медресе получили образование многие поэты и историки ханского двора.

В Ичан-кале у восточных ворот размещались Ак-мечеть, бани Ануша-хана с воротами Палван-дарваза, Таш-хаули – дворец Аллакулихана, а также построенные им караван-сарай и тим (торговые купола), медресе.

Наряду с этим, мечети Джума ( XVIII в), Богбонлы (1809) и мавзолеи – Уч-Овлия ( XVI в), Сейид-Алауддина ( XIV в), а также мемориальный комплекс с усыпальницей известного поэта, борца и ремесленника Пахлаван-Махмуда (ум.1322 или -1325) – пира – покровителя Хивы.

В Хиве сохранилось самое большое количество минаретов: Ислам-Ходжа (1908-10), Калта-Минор (1851-55), при мечети Джума ( XVIII в), Тура-Мурад-Тура (1888), Сейид-Шеликар-бая (30-40-е гг. XIX в), Абдал-бобо, Палван-кари (1905), Бика-джан-бика (1894).

Это уникальные сооружения стали бесценными памятниками высокому разуму, таланту и мастерству предков народа Узбекистана.

Ученые считают, что основы узбекской государственности закладывались свыше 2700-3000 лет назад, в том числе и в Хорезмском оазисе.

Таким образом, история местной государственности развивалась почти синхронно с историей таких древнейших цивилизаций как Египетская, Китайская, Индийская, Эллинистическая, Иранская.

История Хорезма стала олицетворением государственности, ее мощи и древности.

Свидетельством тому может служить и то, что Хорезм считается местом появления «Авесты» – этого священного кодекса зороастризма, 2700-летие которой под эгидой ЮНЕСКО отмечалось в 2001 году.

В истории Хорезма и Хивы нашли отражение все этапы развития нашего народа в области письменности, науки и образования, искусства, культуры и духовности.

Здесь же тысячу лет назад возникла первая в Средней Азии – Академия Маъмуна, возрожденная с обретением Республикой Узбекистан независимости в 1991 году благодаря специальному указу Президента нашей страны.

2021.03.13