Узбекистан на Великом шелковом пути

Бухара

Каждая пядь земли священной Бухары, каждый ее памятник свидетельствует о выдающемся таланте создателей, их успехах в области науки и просвещения, духовности и культуры, философии и религии.

Бухара обрела всемирную известность тем, что на протяжении тысячелетий вносила значительный вклад в развитие духовных, культурных и религиозных ценностей мировой цивилизации, стала одним из священных мест нашего края.

Этот город письменные источники связывают с местом гибели и культом почитания легендарного героя древности Сиявуша, отождествляемого с языческим божеством умирающей и воскресающей природы, а также посвященной ему обрядностью.

Его величественные архитектурные памятники – минареты, мечети и медресе, торговые купола и больницы, хаузы-водоемы и площади являются свидетелями великой истории Бухары, насчитывающей 25 веков.

Как бесценные бриллианты в ожерелье ее сокровищ поражают

взор туристов, ставшие городскими символами – Арк ( в основе VII в, цитадель-крепость с сохранившимся дворцом и административными зданиями хана XVIII – XIX -нач. XX вв), мавзолеи Исмоила Самани ( X в), Буян-Кули-хана (ок.1358), Сейфеддина Бохарзи ( XIV – XVI вв).

Мавзолей Чашма-Аюб – «Источник Иова» (1380-84/85) со священным колодцем над источником, связанным легендой о посещении этого места библейским пророком Иовом, а также расположенном в прилегающих помещениях музеем воды и выставкой ковров.

Украшением центральной части застройки средневекового города, примыкающей к Арку, стали: – ансамбль, включающий минарет (1127) и мечеть Пои-Калон (1514), медресе Мир-и-Араб (1520-36), а также близлежащие

десятки других памятников медресе Улугбека (1417), Абдулазисхана ( XVI в), Чор-Минор (1807), мечеть Магоки-Аттари ( X – XII – XVI вв), построенная на месте раннесредневекового языческого храма и базара Мох. Близ нее располагается несколько торговых куполов Таки Заргарон – «Ювелиров» ( XVI в), Таки Тельпак Фуррушон – «Головных уборов», Таки Саррафон – «Менял» ( XV – XVI вв) и др.

Ансамбль Ляби-хауз ( XVII в) включает Медресе Кукельдаш (1568-69), Надира Диванбеги и одноименная ханака (1620), расположенные по периметру водоема..

Ситораи-Мохи-Хоса (кон. XIX в) загородный дворец эмиров Бухары, в 4-х км в северу от города, недалеко от современного аэропорта.

Комплекс Бахоуддина Накшбанди ( XVI в) – назван в честь, погребенного шейха, бывшего духовным наставником Амира Темура, и основателем одноименной суфийской школы Накшбандийя.

Особый интерес представляют комплексы загородных культовых и мемориальных сооружений – Мазар Чар-Бакр ( XVI в) и Мечеть Намазгох ( XII в) – праздничная, на месте бывшего сада.

За годы независимости Узбекистана древние памятники, являющиеся редкими образцами искусства зодчих Востока, отреставрированы и обрели первоначальный вид.

Варахша ( V – VIII -нач. IX вв) – вторая резиденция (неск. десятков км от Бухары) Бухархудатов – правителей административной области или владения-царства с функциями важной торговой фактории с караван-сараями на пути в Хорезм.

Защищена гофрированными крепостными стенами, возведенными на мощной глинобитной платформе. Во внутреннем пространстве сосредоточены – наблюдательная башня, цитадель и дворец, в котором находятся парадные залы, украшенные настенными росписями.

Восточный зал – с росписью со сценами царского приема, правителем, восседающим на троне и воинами-катафрактариями в доспехах и с вооружением.

Красный зал украшает величественная фигурой божества или правителя и погонщика, вооруженного копьем и двулезвийным топором, восседающих на слонах. Они изображены в сценах охоты на хищных (львов ?) и фантастических (грифонов) зверей на фоне деревьев с плодами, цветами-трилистниками и животными (голова верблюда ?) .

Западный зал – с примыкающим к нему обширным двором, стены которого также были богато декорированы…

Северный зал с терракотовыми архитектурными деталями – полудисками с растительной орнаментацией и плитами с изображением рельефной фигуры женщины в драпирующихся одеждах.

Здесь обнаружены тысячи фрагментов богатого алебастрового (ганч), стукового декора, украшавшего стены и полуколонны – от рельефов, изображавших деревья, животных (баран, архар, джейран, кабан, головы коня с вцепившейся в него когтистой лапой чудовища,) и птиц (фриз из вереницы куропаток и др), фантастических существ (дракон, грифон, птице-женщина Сирена ?), людей (всадник на коне, женщины) в обрамлении по периметру геометрическими фигурами и звездчатым орнаментом из многолепестковых (8, 6, 5, 4) розеток, трилистников и аканфов, цветочных лент и орнаментальных кругов, украшавших парадный зал и айван над Южной анфиладой.

Пайкенд – крупнейший в стране и регионе, знаменитый раннесредневековый «город купцов» близ Бухары, где разветвлялись караванные дороги в Самарканд-Джизак-Ташкент и Карши-Шахрисабз-Термез, Его жители занимались международной торговлей по Шелковому пути. О его солидном международном значении свидетельствуют, обнаруженные здесь руины десятков караван-сараев (постоялых дворов для караванов). Сооруженные в загородной зоне, они располагаются по обеим сторонам этого караванного тракта.

2021.03.13