Узбекистан на Великом шелковом пути

Достижения Узбекистана с большим вниманием воспринимают в Туркменистане

– подчеркнул Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Республике Узбекистан Шири Шириев во время брифинга, состоявшегося 16 сентября 2014 года в Ташкенте.

Особо отмечалось, что за годы независимости оба государства создали значительную договорно-правовую базу международных отношений, опирающихся на добрососедство, равноправие и взаимную выгоду. А поступательно развивающееся узбекско-туркменское сотрудничество сопровождается его дальнейшим укреплением и расширением в торгово-экономической, научно-технической, культурной и других сферах. Свидетельством тому является и то, что двусторонний товарооборот между Туркменистаном и Узбекистаном за 2013 год составило $320 млн. 180 тыс., а за первое полугодие 2014 года— $177 млн. 400 тыс., т.е. наблюдается тенденция к его росту.

Узбекистан, будучи историческим соседом и братским народом для Туркменистана за годы независимого развития, добившись огромных успехов в стабильном прогрессе, все более уверенно заявляет о себе на мировой арене, Он всегда интересен стремлением к преобразованиям, международной интеграции и заботой о повышении уровня жизни своего народа, – отметил, в частности, дипломат.

Он также подчеркнул, что благодаря политической воле президентов двух стран, связь в политической сфере с каждым годом расширяется, традиции взаимопонимания и взаимоуважения между странами способствуют выработке конструктивных позиций и формированию согласованных подходов в решении региональных и международных вопросов.

Значительная часть брифинга была посвящена освещению вопросов развития международного транспортного сотрудничества Туркменистана:

– Развитие транспорта сегодня стало серьезным фактором геополитики, мощным интеграционным ресурсом, способным обеспечить большие экономические и политические преференции государствам и регионам, содействовать совместимости их стратегических интересов посредством соединения обширных пространств, производственных и ресурсных потенциалов.

Все это создает возможности для превращения транспортного сегмента в один из главных факторов развития мировой экономики.

Создание современной, разветвленной и безопасной международной транспортной инфраструктуры, таким образом, становится объективным императивом мирового развития, диктующим необходимость вывода обсуждения этого вопроса на межрегиональный и международный уровни в качестве отдельного долгосрочного направления многостороннего сотрудничества.

Для Туркменистана, находящегося в выгодном географическом расположении, развитие транспортно-транзитной инфраструктуры имеет особое значение. Исходя из этого, наша страна последовательно наращивает свой транспортный потенциал, инициирует и реализует крупные международные и региональные проекты в сфере транспорта, призванные вывести на качественно новый уровень международное экономическое и торговое сотрудничество.

Наша активность нацелена также на то, чтобы придать импульс межрегиональным связям на долгосрочную перспективу, заложить фундамент архитектуры нового геоэкономического пространства на Евразийском континенте. В этом смысле Туркменистан выступает в качестве экономического моста между Азией и Европой.

Ключевым понятием, определяющим стратегию Туркменистана в транспортной сфере, является диверсификация, которую мы рассматриваем как решающий фактор формирования многовариантной международной транспортной инфраструктуры. Ее развитие является одним из безусловных приоритетов государственной политики Туркменистана, проводимой Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым.

В этом контексте наша страна выступает за создание новых транспортно-транзитных и торговых коридоров по направлениям «Восток-Запад» и «Север-Юг», позволяющих обеспечить интеграцию национальных транспортных систем различных регионов континента в глобальную международную коммуникационную сеть, – отметил Посол.

При этом, важное значение уделяется реализации инициатив Президента Туркменистана по созданию эффективных транспортных магистралей между Каспийским, Черным и Балтийским морями. Наряду с этим ведется деятельность по формированию транспортной сети объединяющей регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии с Ближним Востоком и Средиземноморьем.

Практическое осуществление этих идей воплощается в жизнь посредством строительства новых железных и автомобильных дорог, активизацией морских маршрутов.
Примером этому является строительство железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран.

Инициатива создания и реализации данного проекта принадлежит Президенту Туркменистана. По предложению Главы Туркменского государства Президенты трех стран: Туркменистана, Казахстана и Ирана в октябре 2007 года подписали Совместную Декларацию о строительстве железнодорожной линии Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран).

А 1 декабря 2007 года в Туркменистане было подписано трехстороннее межправительственное Соглашение о строительстве этой железнодорожной линии. В тот же день туркменская сторона приступила к строительным работам на своей территории.

Как известно, самый протяженный участок железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран длиною около одной тысячи километров был построен туркменскими строительными организациями. Сегодня посредством этой дороги именно через территорию Туркменистана станет возможным соединить по наиболее коротким и экономически выгодным маршрутам большое количество государств и регионов, находящихся на Севере, Западе и Востоке Евразии с Югом нашего континента.

Наряду с этим по инициативе Президента Туркменистана в настоящее время созданы все необходимые условия для реализации еще одного важного транспортного проекта – транзитного коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман. Его правовую основу составило четырехстороннее межправительственное Соглашение о создании транспортного коридора «Средняя Азия-Ближний Восток», подписанное в Ашхабаде в апреле 2011 года.

Одновременно с этим наша страна приступила к строительству новой железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан, которая призвана стать связующим звеном между центрально-азиатским регионом и Южной Азией.

Вышеуказанные транспортные коридоры и другие проекты в транспортно-коммуникационной сфере позволят в ближайшем будущем расширить рынок транспортных услуг. В свою очередь, это связано с проведением активной внешнеэкономической политики, маркетингового обеспечения, оптимизацией транспортных тарифов между странами-участницами международных транспортных коридоров и решением других вопросов.

Важную роль в этом процессе призвано сыграть эффективное международное сотрудничество в области транспорта. Этой теме была посвящена Международная конференция министерского уровня, состоявшаяся в Ашхабаде 3-4 сентября текущего года, в работе которой приняли участие делегации из более, чем 30 государств и 16 международных организаций.

В ходе двухдневной работы участники обсудили широкий комплекс вопросов, касающихся развития эффективного взаимодействия в транспортной сфере.

Ее результатом стало принятие Ашхабадской Декларации, в которой нашли свое отражение общие подходы и принципы дальнейшей совместной работы в транспортном сегменте экономики.

Исходя из вышеизложенного, туркменская сторона отмечает, что Туркменистан и далее будет проводить активную транспортную политику, нацеленную на решение глобальных задач, стоящих перед международным сообществом в контексте обеспечения устойчивого развития.

Записал Сергей Савчук-Курбанов

2021.02.12